26-01-11
Икона из собрания Третьяковской галереи, вероятно, сокращенный список иконы «Взыскание погибших» из Воскресенской церкви г. Твери. Она воспроизводит основные иконографические особенности образа: голова Богоматери не покрыта, Ее волосы свободно ниспадают на плечи, слева помещено изображение окна. Отличительная особенность иконы из Третьяковской галереи - обрамляющий изображение овал. Внизу в овале - надпись крупными буквами: «дерзай, взыщу и услышу». «Взыскание погибших» - именование возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII в.). Молясь перед образом Богоматери, Феофил называл ее «Взыскание погибших». На Руси «молитва Феофила» и текст повести стали известны благодаря тому, что она вошла в составленные св. Димитрием Ростовским Четьи Минеи (под 23 июня). Впервые изданы в 1689 г. Главные иконографические особенности образа - почти поколенное изображение сидящей Богоматери, положение Младенца, стоящего на Ее коленях, десницей обнимающего Ее и приникающего щекой к лику Богородицы, а также достаточно редкое изображение рук Марии с плотно сцепленными пальцами. Руки Богоматери образуют кольцо вокруг фигуры Младенца Христа. В иконописной традиции XIX в. существовало несколько устойчивых иконографических вариантов, когда Богоматерь изображалась с покровенной или непокровенной главой, иногда не воспроизводилось характерное положение Ее рук. На некоторых иконах слева помещалось изображение окна с пейзажем. Все вышеперечисленные варианты иконографически восходят к той или иной чтимой святыне. |