Козни бесовские: техника духовной безопасности - 16 Марта 2011 - Б Л О Г - ДОБРЫЙ САЙТ


                                                                           

  Photo Flipbook Slideshow Maker  


ДОБРЫЙ  САЙТ 

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 758
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
Главная » 2011 » Март » 16 » Козни бесовские: техника духовной безопасности
16:46:33
Козни бесовские: техника духовной безопасности
Козни бесовские: техника духовной безопасности

Виной своих бед проще всего считать какую-то внешнюю силу, от нас не зависящую. Ещё удобней, если эта сила — сверхъестественная. День не удался — ещё бы, ведь кошка чёрная дорогу перебежала. Личная жизнь не клеится — однозначно, «пороблено»! Христианину, который лишь улыбнётся подобным объяснениям, приходится сталкиваться с другим явлением, даже более опасным. Когда с человеком происходит нечто ужасное, чему трудно найти объяснение — рядом оказываются «знатоки», готовые отправить несчастных на «вычитку», в «специальный» храм, к «специальному» батюшке. Попытаемся разобраться, насколько
правомерна такая практика.

Верить или не верить?

Говорить 

о так называемых вычитках непросто. Как только затронешь эту тему, сразу слышишь в ответ: «Вы что, не верите в беснование и в изгнание бесов?!» Конечно, верим, вместе со всей Церковью. Святой Иоанн Кронштадтский, например, говорил, что «упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование...» Он же, как говорят, сам исцелял бесноватых. Вот только никогда не «вычитывал».

Мы, православные христиане, признаём возможность такого явления, как беснование, и верим в то, что Господь действительно дал Своим ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их (Мф. 10, 1), — мы же читаем Евангелие на каждой службе. Но стоит побывать на настоящей «вычитке», увидеть поведение людей во время заклинательных молитв, услышать слухи и басни, распространяемые в таких приходах — и невольно усомнишься: действительно ли это то самое изгнание бесов, которое описано в Евангелии, или мы имеем дело с каким-то другим явлением?

Существует только один способ разрешить этот вопрос: сопоставить то, что нам известно из Евангелия и Предания Церкви о бесновании и изгнании бесов, — и то, что видим на молебнах об избавлении от нечистых духов.

Демонстрация власти

Первая странность сразу бросается в глаза. Как мы знаем из Евангелия, беснование есть наибольшее проявление власти диавола над человеком. Беснование всегда явно, в этом его смысл. В одержимых, описанных в Священном Писании, бесы всегда являли себя открыто. Бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые (Мф. 8, 28); Хананеянка... кричала Ему: ...дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). Даже в тех случаях, когда беснование не носило агрессивного характера, оно всё равно было явным, например, проявлялось в слепоте и немоте, сразу же исчезавшей после изгнания беса (Мф. 12, 22). По-другому и быть не могло, ведь одержимость — это демонстрация власти бесов над человеком.

Среди посещающих «вычитки» часто можно услышать такой рассказ: обычный верующий ходил в церковь, молился. Вдруг поехал в святые места, прикоснулся к мощам или пришёл на «вычитку», и в нём заговорил бес. Что означает этот рассказ? Человек, соприкасаясь со святыней, а значит, с благодатью Божией, начинает проявлять признаки беснования. Выходит, что или человек, соприкоснувшись с благодатью, стал бесноватым, или его одержимость была скрытой, не видимой ни для других, ни для него самого, и вдруг стала явной. Но ведь ни то, ни другое объяснение не соответствует смыслу той одержимости, которую мы встречаем в Писании. В Евангелии бесноватые, встречая Бога, исцеляются. В «благочестивых» апокрифах верующие люди, соприкасаясь со святыней, становятся бесноватыми.

Вера как избавление

Ещё одно несоответствие: так как беснование — проявление власти сатаны над человеком, то для древних христиан было совершенно очевидно, что беснование может быть признаком только язычника, не знающего истинного Бога, но никак не христианина. Тертуллиан, апологет III века, пишет, обращаясь к язычникам: «Кто бы избавлял вас... от демонов, которых мы изгоняем бескорыстно и безвозмездно?» Об этом же пишет и Иустин мученик, живший ещё раньше: «Христиане многих одержимых демонами и не исцелённых всеми заклинателями, заговорщиками и чародеями во всём мире и в вашем городе, исцеляли и ныне ещё исцеляют, заклиная именем Иисуса Христа... и тем побеждают и изгоняют овладевших человеками демонов». Для писавших эти слова очевидно, что власть сатаны над человеком проявляется в связи с его неверием в Спасителя. Верой же человек избавляется от бесов, как это было с Марией Магдалиной и многими другими. Вера во Христа и беснование — несовместимы. Неудивительно, что когда к IV веку мир становится христианским, то и потребность в изгнании бесов постепенно исчезает, а в Православной Церкви исчезает служение экзорциста, заклинателя. Абсурдно изгонять бесов из христиан, которые самим крещением избавлены от их власти. Для христиан, отпавших от Бога и потому опять подпавших под власть сатаны, есть другое средство возвращения — покаяние в грехах, которые привели к такому отпадению и сделали христианина добычей бесов. В то же время, многие посетители «вычитки» спокойно продолжают считать себя бесноватыми и благочестивыми христианами одновременно.

«По неверию вашему»

Следующее несоответствие. В Евангелии от Матфея описан такой случай: некий человек привёл к Господу своего бесноватого сына, которого не смогли исцелить Его ученики. Спаситель изгнал беса. На вопрос учеников: Почему мы не могли изгнать его? — Господь ответил: по неверию вашему (Мф. 17, 19-20). Если в ответ на повеление выйти бес не выходит, в Евангелии это воспринимается как поражение: значит, заклинатель по причине маловерия не имеет власти над бесами. На «вычитках» все кричат и падают. Заклинателя, проводящего такие «вычитки», очень почитают, но изгнание бесов на таких молебнах является скорее редчайшим исключением, чем правилом, если вообще когда-нибудь встречается (автору этих строк, например, такого исцеления не довелось видеть никогда!). На такие молебны всегда приходят одни и те же люди, и никто не задаётся простым вопросом: почему заклинатель не смог изгнать бесов?

И ещё один вопрос. Отчего бесы кричат на «вычитках», если одержимого они всё равно не оставляют? Раз заклинатель никого не изгнал, значит, не имеет власти повелевать ими, — зачем же кричать и корчиться? И на этот вопрос мы найдём ответ у святых отцов. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжёт их и они принуждены бежать от одержимых ими».

Властью Христовой

Следующая странность. Святитель Иоанн Златоуст пишет о проявлении власти Спасителя так: «Христос не простирал жезла, подобно Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но, как Господь, повелевающий рабу, и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море...» Ученики Христовы изгоняли бесов в силу этой Его власти над демонами, а не благодаря каким то своим заслугам, трудам или особым тайным знаниям. Поэтому Климент Римский в послании «О девстве» предписывает заклинателям изгонять бесов «не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Православные святые во все времена изгоняли бесов, повелевая им, а не используя какие то особенные заклинания и обряды.

В приходах же, где совершаются «вычитки», существует всеобщая уверенность в том, что бесы боятся именно особенных «сильных» молитв, записанных в неких таинственных книгах. Отец Александр Шмеман говорит об этом так: «Язычество... есть отрыв формы от содержания. Это — возвращение... к вере в формулу, в обряд, в "святыню” безотносительно к их содержанию и духовному смыслу».

В качестве таких особенно благодатных молитв используется чинопоследование из Требника, составленного Петром Могилой. Мало кто знает, что митрополит Пётр включил в свой Требник некоторые католические последования, использовавшиеся в его время в богослужебной практике. В частности, чин изгнания бесов является точным переводом Римского ритуала (Rituale Romanum), руководства для католических священников по совершению обряда экзорцизма (изгнания дьявола). Ритуал впервые составлен в 1614 году по указанию Римского папы Павла V, на что указывает историк Русской Церкви А. В. Карташёв. Наверное, в связи с использованием таких не свойственных Православию чинопоследований Требник и не получил повсеместного распространения и признания в Православной Церкви*, зато стал почитаем суеверным народом


Свящ. ИГОРЬ САВВА.

Просмотров: 528 | Добавил: jnp | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
19-10-11 Спам
1. savva36
Спаси Господи, прекрасная статья. Хорошо бы автора указать: свящнник Игорь Савва

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block title
Block title
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Форма входа

ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМ
Copyright MyCorp © 2016
Locations of visitors to this page