Великий пост - время печальное и одновременно радостное, потому что это – путь к Пасхе, активное ожидание самого большого и торжественного Праздника. Великий пост – не просто самый долгий и самый строгий пост в году. Он совершенно уникален – и предварительной подготовкой, и особым настроением, и специальным великопостным богослужением, и вполне ощутимым изменением ассортимента продуктовых магазинов – именно потому, что постящихся перед Пасхой в разы больше, чем перед Рождеством или Успением.
Зачем нужен пост?
Понятие поста присутствует практически во всех религиозных традициях. Если говорить о традиции библейской, то о необходимости поста мы читаем буквально на первых страницах Ветхого завета: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт., 2, 16-17). Заповедь эта – при всей своей простоте и необременительности - человеком была нарушена, что повлекло за собой катастрофические последствия.
При дальнейшем знакомстве с Библией можно видеть, что необходимость поста возникает у людей или при подготовке к важным, решающим событиям, или как выражение скорби и покаяния, или как средство достижения полноценного общения с Богом. Безгрешный и Совершенный Иисус Христос тоже постился сорок дней, прежде чем выйти на проповедь. Он же неоднократно указывал на то, как и когда нужно поститься, говоря о посте как о само собой разумеющейся практике.
Великий пост в том виде, как он существует сегодня, сложился в первые века христианской Церкви из двух разных традиции. Предпасхальный пост продолжительностью в сорок дней изначально возник как период подготовки людей, собирающихся креститься на Пасху (тогда Таинство Крещения совершалось не в любой день недели, а только по праздникам). Крещёные же христиане постились перед Пасхой только одну неделю – Страстную седмицу. А потом стали поститься вместе с оглашенными – из любви и солидарности, потому что вместе поститься легче, чем по отдельности.
В настоящее время Великий пост - это общецерковная подготовка к Пасхе, как участие в постном сорокадневном опыте Христа, как соборность с остальными христианами, как добровольная жертва Богу. Каждому постящемуся даётся сила для борьбы с собственными страстями и обретения внутренней независимости. Пост – это призыв, требующий ответа и усилия.
Подготовка к Великому посту
Великий пост, в отличие от многих событий в нашей жизни, никогда не случается неожиданно. Приготовление к Великому посту длится почти целый месяц, и выражается в том, что каждое воскресенье (в церковно-славянском языке воскресенье обозначается словом «неделя» - день, когда «не делают» мирских дел) во время Литургии читаются фрагменты из Евангелия, посвященные отношениям человека с Богом. Тем самым создаётся особый настрой, обpащается внимание на важность Поста и объясняется его значение. По сюжету читаемых евангельских отрывков подготовительные воскресные службы получили специальные названия.
«Неделя о мытаре и фарисее» - читается притча о необходимости смирения и том, что гордость, тщеславие и самодовольство легко сводят на нет все наши усилия по соблюдению поста и исполнению закона (Лука, 18, 10-14). Накануне этого воскресенья – в субботу вечером - впеpвые откpывается специальная книга богослyжений Великого Поста - Тpиодь Постная. До начала поста двадцать один день.
«Неделя о блудном сыне» – читается всем известная притча о возвращении сына в отчий дом (Лука, 15, 11-32). Звучат молитвы о полyчении смиpения как начала истинного покаяния. До начала поста четырнадцать дней.
«Неделя о Страшном Суде» – читается притча о том, что каждый из нас будет судим по закону Любви: «так как вы сделали это (помогли, или же наоборот – не помогли) одномy из сих бpатьев Моих меньших, то сделали Мне» – говорит Христос людям (Матф.24, 31-46). Воскресение, когда читается «Пpитча о Стpашном Сyде» иначе называется мясопyстным, так как в течение следyющих семи дней – масленицы - пpедписывается воздеpжание от мяса.
Днём раньше, в сyбботy мясопyстнyю, открывается череда великопостных Вселенских родительских суббот: «Перед началом и в дни Великого поста перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!". Это - молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, "тут только есть верующие и неверующие. Там - все верующие". Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром» - так говорит о родительских субботах о.Андрей Кураев.
В эту первую вселенскую родительскую субботу Цеpковь совеpшает поминовение всех усопших от Адама до наших дней. Заyпокойная слyжба этого дня называется так: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших". Она слyжит обpазцом для всех дpyгих слyжб поминовения yмеpших и совеpшается еще во втоpyю, тpетью и четвеpтyю сyбботy Великого Поста.
Масленица (она же седмица сырная, она же седмица мясопустная – седмицами в церковно славянском языке называется семидневка, которую мы сейчас называем неделей) - это уникальное время в церковном календаре. Ещё не пост, но уже не совершается Венчаний и появляется ограничение на мясную пищу. Вроде бы веселье и праздник, но в то же время – на фоне поминальной трапезы (а именно таковой являются блины) и под не проходящее тревожное ожидание приближающегося серьезного события.. Состояние, как перед экзаменом или дальней поездкой – все время пытаешься вспомнить, всё ли в порядке, всё ли готово. Всё время волнуешься: получится или нет? Подготовка к Великому посту входит в завершающую фазу.
Воскресенье накануне Великого поста называется прощёным, или неделей сыропустной. Официальное же его название – Адамово изгнание из рая, потому что этот день на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, нарушивших заповедь поста и послушания Богу, и потерявших первозданную свободу от греха.
Прощёное воскресение подводит итог подготовки к Великому посту. В евангельском чтении звучат слова о необходимости прощать друг друга: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф. 6, 14-21). После службы в храме проводится чин прощения: священники и прихожане с земными поклонами просят друг у друга прощения.
Традиция такого рода прощания друг с другом перед Великим постом появилась у египетских монахов, которые на время Великого поста расходились по пустыне в разные стороны, чтобы уединенно совершать молитвенные подвиги и вернуться в монастырь к празднованию Пасхи. Живыми возвращались не все, поэтому прощались с пониманием того, что эта встреча может быть последней. Со временем традиция перешла в общее церковное богослужение, а потом вышла и за пределы храмов.
В эпоху интернета и мобильных телефонов церемония прощания начала приобретать новые странные формы – например, просьбы о прощении в виде рассылки большому списку абонентов. Хочется спросить – если бы этот разговор был последним, мы бы на самом деле ограничились безличной смс-кой? Понятно, что так намного проще – попросить прощения сразу у всех и сразу за все, и так же оптом всех за все простить. Гораздо труднее простить конкретному человеку конкретный проступок. Трудно, но необходимо, если есть желание жить дальше, а не перетирать по десятому разу старую обиду.
Великий Пост – это пост с большой буквы Великий пост начинается с чтения Великого Покаянного канона Андрея Критского, который «задаёт тон» на все ближайшие сорок с лишним дней. Читается канон в вечернее время в храмах - с понедельника по четверг первой седмицы поста, в четыре приема. Каждый постящийся по возможности старается посетить хотя бы одну службу с чтением канона, чтобы пост стал именно состоянием души, а не просто упражнением в вегетарианстве. Смысл и цель богослужений этих первых дней в том, чтобы создать духовное настроение Великого Поста.
Чтение канона, как и остальные богослужения Великого поста с понедельника по пятницу, сопровождается молитвой Ефрема Сирина и земными поклонами. Молитва Ефрема Сирина короткая, но очень выразительная:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Эта простая молитва занимает такое важное место в великопостном богослужении по той простой причине, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные элементы покаяния, первые из которых – борьба с собственными ленью, унынием и тягой к празднословию.
Еще одна богослужебная особенность Великого поста - это Литургия Преждеосвященных даров. Такие Литургии служатся только в будние дни Великого поста, и сильно отличаются от обычных Литургий, которые можно видеть в храмах по воскресеньям. Это менее праздничная и более строгая служба, во время которой причащают только взрослых - дети Великим постом могут причащаться по выходным и праздничным дням.
Почти все субботы Великого поста (а именно втоpая, тpетья и четвеpтая) - родительские. Так же, как и в субботу мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды за уже умерших родственников и знакомых, и не знакомых тоже – тех, за кого некому молиться.
По сложившейся традиции Великим постом проводятся Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.
Таинство Соборования
Соборование (оно же Елеосвящение) – церковное Таинство, в котором человек очищается от тех грехов, которые не может исповедать. Про уважительной причине, и не потому, что не хочется: например, забыл или просто не осознал, что данный поступок - грех. Таинство Елеосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа "власть исцелять болезни", "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6, 13). Наиболее полно сущность этого Таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).
Существует стереотип, что соборуют только безнадежных больных и стариков перед смертью. На самом деле не совсем так. При тяжелой болезни человек соборуется чаще. Логика здесь проста - зачастую причиной наших болезней являются наши грехи, пусть даже не осознанные или давно забытые. Ну а при угрозе близкой смерти смысл внепланового соборования очевиден - каждый хочет войти в вечную жизнь чистым и достойным, поэтому в критическом состоянии человек чаще исповедуется и дополнительно соборуется.
Но и относительно здоровые и благополучные люди время от времени нуждаются в Соборовании. И потому, что абсолютно здоровых людей сейчас вряд ли встретишь, и потому, что уныние или депрессия тоже свидетельствуют о необходимости участия в этом таинстве. По сложившейся традиции все православные христиане старше семи лет стараются собороваться ежегодно. Великий пост - самое для этого подходящее время (назначают общие соборования и во время других постов, но значительно реже). В каждом храме составляется расписание соборований и обычно вывешивается на доску объявлений, или на сайт храма. Записываться на соборование можно заранее, а можно непосредственно перед началом таинства.
По уставу Церкви Таинство Елеосвящения полагается совершать семи священникам (то есть соборно – потому и называется Соборованием), а само чинопоследование Соборования состоит в прочтении семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, рассказывающих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого прочтения и соответствующих молитв каждый соборующийся помазывается освященным маслом (елеем), то есть помазание также совершается семикратно по кругу.
В настоящее время даже в городе мало какой храм может позволить себе такую роскошь, как сразу семь священников на одно Соборование, поэтому обычно при Елеосвящении служат два-три или даже один батюшка. Значимость и святость Таинства от этого не умаляются, но если соборующихся много, то при уменьшении количества священников закономерно возрастает время совершения Таинства – ведь в каждом из семи помазаний священник должен обойти всех и каждому помазать крестообразно с помощью специальной кисточки лоб, щёки, кисти рук (и ладонь, и тыльную сторону) и грудь (свитера с высоким горлом и водолазки – очень неподходящая в этом случае одежда). Сразу скажу, что чем ближе к завершению Великого поста – тем больше народу приходит на Соборование.
Соборование не требует какой-то специально подготовки, но вполне логично сочетать его с исповедью (кто-то предпочитает исповедоваться перед Соборованием, кто-то наоборот – после него). На Соборование обязательно нужно взять с собой маленькое полотенце и/или большую стопку салфеток – чтобы вытирать излишки масла при помазывании, а также купить в храме большую свечу – во время этого Таинстсва все участники стоят с зажженными свечами. Также можно захватить с собой маленькую бутылочку масла – во время богослужения всё принесённое масло будет освящено, его забирают домой и используют как лечебное.
О хлебе насущном и не только
В первую очередь любой пост ассоциируется у нас с ограничениями в еде (есть версия, что славянское слово пост указывает на состояние пустого, тощего желудка). Во время православных постов предполагается отказ от любой пищи животного происхождения, то есть той, которая с том или ином виде содержит мясо, яйца или молочные продукты. Великий пост является строгим - это значит, что исключается еще и рыба.
По пищевым предписаниям православные посты можно условно разделить на пять категорий:
1. Полное воздержание от пищи.
2. Сухоядение (оно же иначе называется «сыроядение», не от слова «сыр», а от слова «сырой, неварёный») – разрешена растительная пища без тепловой обработки (сырые фрукты-овощи, орехи, сухофрукты) плюс хлеб. Как правило, многие постящиеся сюда еще добавляют чай.
3. Пост без масла – вареные и печеные блюда, но без растительного масла. При этом – как ни парадоксально - разрешается употреблять продукты, из которых это масло изготавливается – например орехи, семечки или оливки.
4. Пост с растительным маслом (в уставах обычно обозначается словами «разрешается вино и елей»; елей – это как раз и есть растительное масло).
5. Нестрогий пост – с употреблением кроме всего вышеперечисленного рыбы и морепродуктов.
О том, как эти подвиги распределены по дням поста (а распределены они не равномерно), можно прочесть в специальных документах - уставах.
Самыми строгими являются первые два дня Великого поста (они называются чистый понедельник и чистый вторник – не в смысле генеральной уборки в доме, а по причине полного воздержания от еды) и Страстная пятница - последняя пятница перед Пасхой. В эти дни вообще ничего не едят, отказываются по возможности даже от воды.
Более строгим постом в течение каждой недели традиционно являются среда и пятница - за особыми редкими исключениями они постные даже тогда, когда поста в остальные дни нет.
Самые суровые в плане еды седмицы (то есть недели) Великого поста - это седмица первая (по опыту - именно так и проще, особенно если действительно соблюсти хотя бы чистый понедельник и не есть первые день-полтора – происходит как бы «погружение» в пост, и дальше поститься гораздо легче; потому что на третий день начинаешь понимать Буратино, который считал, что «три корочки хлеба» - это роскошный ужин), третья - она называется крестопоклонной, и Страстная седмица - она вообще в Великий пост не входит, но идет сразу за ним и потому воспринимается как его продолжение.
Некоторое послабление поста происходит по субботам-воскресеньям и церковным праздникам. Рыба в Великий пост разрешается только дважды – в праздник Благовещения (всегда 7 апреля) и в Вербное воскресение (крайнее воскресенье перед Пасхой – после него начинается Страстная седмица). Лазарева суббота (суббота перед Вербным воскресеньем) примечательная тем, что рыбу есть нельзя, а рыбью икру – можно.
Если поискать устав Великого поста в разных православных изданиях, то обнаружится, что существует несколько вариантов, отличающихся друг от друга степенью своей строгости.
Например, постная неделя может выглядеть так:
Вариант первый: среда и пятница - сухоядение; понедельник, вторник и четверг – пост без масла; суббота-воскресенье - добавляется вино и масло растительное.
Вариант второй - без сухоядения, среда и пятница не выделяются, вареная пища без масла, в субботу и воскресенье – вино и елей.
Еще вариант - среда-пятница без масла, остальные дни с маслом.
Если в каком-то уставе написано, что в пост полагается есть только один раз в день – вечером, или в каждой седмице более строгим постом кроме среды-пятницы выделен ещё и понедельник – это устав монашеский, равняться на него не надо.
В каждом храме выбирается определённый устав в качестве базового, и именно его придерживается большинство прихожан. Можно выбрать устав и самостоятельно, посоветовавшись предварительно со священником. Среди постящихся, не считающих себя постоянными прихожанами того или иного храма, из года в год остается популярным устав поста, публикуемый на сайте Ново-Тихвинского женского монастыря sestry.ru. Если в описании Вам встретились жуткие слова «черепокожные» или «гады»- не пугайтесь, речь идёт о кальмарах, креветках, раках и их родственниках.
Отношение к морепродуктам в церковной среде неоднозначное: некоторые считают, что морепродукты - это не рыба, и поэтому можно есть их в те дни, когда рыба запрещена (например, греческий устав приравнивает морепродукты к грибам). Другие больше склоняются к мысли, что морепродукты нельзя считать пищей растительного происхождения, и есть их поэтому не стОит в те дни, когда не едят рыбу.
Кроме того, дороговизна этих самых «черепокожных» - еще один аргумент в пользу отказа от них во время поста в наших широтах, если руководствоваться комментарием святителя Иоанна Златоуста, так пояснявшего смысл поста "Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим”.
Столь же неоднозначное отношение вызывают соевые продукты, имитирующее мясо или молоко – по сути они, конечно, растительные, но вкусовое сходство с оригиналом несколько смущает. Поэтому в большинстве случаев от них тоже отказываются (хотя к сыру «тофу» и соевому майонезу отношение более снисходительное, чем к постной соевой колбасе).
Особое отношение в Великий пост и к алкоголю. Если в обычно время нездоровой тяги к нему нет, то по уставу спиртное можно употреблять в те же дни, когда едят растительное масло. Это так и называется "разрешение на вино и елей". Но если есть подозрение, что отношения с пивом-вином-коньяком не так безоблачны, как хотелось бы – лучше на время поста оказаться жестко и совсем. Заодно и выяснится, насколько ситуация под контролем.
Кроме ограничений в питании традиционно любой пост подразумевает отказ от супружеской близости. Такой отказ должен быть взаимным, в соответствие с советом Апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Поэтому если в семье муж или жена поститься не желают сами и к желанию второй половины относятся без должного уважения - тут надо искать компромисс, помня о том, что пост - это подготовка к Пасхе. А встречать Пасху разводом категорически не правильно!
Послабления поста
Основная задача Великого поста – это подготовка к Пасхе.
Готовиться надо так, чтобы радостно встретить Пасху на ночном богослужении с крестных ходом и громким «Христос воскресе», а не в больнице с обострением язвы желудка.
Поэтому при определении выборе устава поста и определении меры его строгости не в последнюю очередь ориентируйтесь на состояние своего здоровья. При некоторых заболеваниях даже в Великий пост остаются необходимыми кисломолочные продукты или мясо – просто в этом случае к ним относятся как к лекарству, и принимают «по рецепту врача». Хотя в большинстве случаев постный рацион чаще полезен, чем наоборот.
Иногда пост нарушается вынужденно: по причине службы в армии, например, где никто не предлагает к обеду несколько блюд на выбор, нахождения в санатории-профилактории или путешествии. В этом случае надо подходить к проблеме рационально: если действительно нет возможности поститься по уставу, то усилить духовный пост (например, ежедневно читать дополнительную молитву). Здесь главное не уподобиться тому монаху из старого церковного анекдота, который в пост ходил кругами вокруг своего монастыря, ел на ходу колбасу, и все время повторял для самоуспокоения: «Я в дороге! Я в дороге! Путешественникам можно не поститься!»
Постятся ли беременные и кормящие?
На этот счет существуют разные мнения как среди священников, так и среди врачей. Кто-то считает, что беременность - это уже само по себе подвиг и такое особое состояние организма, при котором насчет питания необходимо руководствоваться только рекомендациями доктора. Кто-то относится проще: беременность - не болезнь, отчего бы и не попоститься. Второй вариант чаще встречается почему-то либо у священников-монахов, либо у многодетных мам с очередной благополучной беременностью. А какой выбрать Вам - решайте сами, не забывая о том, ЗАЧЕМ нужен пост.
Пост и дети – тема отдельная
Как и когда начинать поститься ребенку в каждой семье решается по-разному. В какой форме будет осуществляться детский пост – тоже определяют родители. У кого-то пост – это пост по полной программе, «общий стол» с папой и мамой по уставу с послаблением в садике или школе (во-первых, вариантов выбора там нет, во-вторых, младшекласснику сложно самостоятельно оценивать степень «постности» блюд). У кого-то пост выражается в исчезновении из рациона до Пасхи сладостей-вкусностей и моратория на мультики и компьютерные игры. Выбор здесь остается за родителями. В любом случае в христианской семье ребенок должен почувствовать атмосферу Поста и свою к нему причастность. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти» - так говорит о посте святитель Иоанн Златоуст.
Атмосфера Великого поста
В дореволюционной России Великим Постом на Руси театры и увеселительные заведения прекращали свою работу, прекращались великосветские приёмы. На улицах звучал особый великопостный звон церковных колоколов. Дома и храмы преображались. Иван Шмелёв в своём знаменитом романе «Лето Господне» ярко и колоритно описывает великопостные изменения в быту, запомнившиеся ему с детства:
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина закрыта простынею. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные.»
Даже в советское время в некоторых семьях сохранялась традиция менять в Великий пост шторы и скатерти на более скромные, убирать цветы-вазочки. В храмах же и сейчас – как и в прошлые века - Великопостное убранство разительно отличается от обычного: яркие праздничные покрывала почти везде заменяются на черные, облачения священников - за исключением суббот и воскресений - тоже черные или фиолетовые. А Великопостные богослужения так же разительно отличаюся от богослужений обычных. Именно в храме – особенно в будние дни – можно почувствовать в полной мере настроение Великого поста.
В жизни всегда есть место подвигу
Конечно, никакой пост не сводится к воздержанию от мяса и молока, потому что это не диета и не вегетарианство. У поста есть определенные цели и задачи, а уклонение от некоторых продуктов – средство для достижения этих целей. Средство необходимое, но не достаточное. В настоящее время не менее важным и нужным будет воздержание от избытка развлекательной информации, атакующей нас со всех сторон и порой не оставляющей возможности сосредоточиться. Вот что писал в прошлом веке об «информационной» составляющей Великого поста протопресвитер Александр Шмеман (а ведь между прочим тогда еще не было не мобильных телефонов со встроенными аськами, ни «интернетизации всей страны»):
«Если христиане прежних времен жили по большей части в мире тишины и молчания, дававших им возможность полностью сосредоточиться на внутренней жизни, то современные христиане должны делать особые усилия, чтобы получить хотя бы существенно нужное молчание и тишину, необходимые для соприкосновения с высшей реальностью.
Таким образом, проблема радио и телевидения в течение Великого Поста — это не побочный вопрос, а в некотором смысле вопрос духовной жизни и смерти. Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако, очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий.
Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, но хотя бы аскетический, который, как мы уже говорили, прежде всего означает перемену "диеты" и воздержание. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации, или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом — это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают.
Когда я был ребенком (это было до появления телевидения), моя мать обычно запирала рояль на первой, четвертой и седьмой неделе Великого Поста. Это сохранилось в моей памяти ярче, чем длинные великопостные богослужения, и даже теперь, если я слышу музыку, передающуюся по радио постом, это оскорбляет меня почти как кощунство. Это личное воспоминание служит только иллюстрацией того, какое впечатление производит в детской душе внешнее решение, сознательно принятое взрослыми.
Речь здесь идет не просто об отдельном обычае или правиле, но о живом опыте, оберегающем время Великого Поста, о котором надо все время помнить, чтобы не потерять, не исказить, не нарушить его.»
Каждый решает сам, до какой степени и в какой форме «расчищать» своё информационное пространство на время Великого поста. Телесериалы, Интернет-форумы, ICQ-празднословие - всё это занимает место в нашей жизни и поглощает время, в лучшем случае ничего не давая взамен. Великий пост – это возможность посмотреть на свою жизнь под другим углом, и лишний раз задать себе вопрос «а это в моей жизни зачем? оно мне действительно нужно?». Великий пост напоминает о необходимость «выкинуть хлам из дома», чтобы там появилось пространство для жизни.
Впрочем, главный вопрос не в том, что нужно убрать из своей жизни. А в том, что туда нужно добавить! Практически все знают крылатое выражение «не хлебом единым жив человек», и мало кто помнит, что это библейская цитата, у которой есть продолжение. Полностью же звучит так: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4, 3-4). Великий пост – самый подходящий момент для этого слышания, и для совершения тех дел, которые постоянно откладываются на завтра, хотя должны были быть сделаны еще позавчера.
Самое время наконец-то прочесть Евангелие и житие своего святого. Самое время начать читать с ребенком детскую Библию и наконец-то сводить крестников к Причастию. Самое время выучить «Отче наш» или хотя бы распечатать «Молитву последних оптинских старцев» и повесить её перед глазами. Самое время бросить курить, или хотя бы отказаться от курения на время поста – а там будет видно, надо ли возвращаться к нему снова. Самое время всерьёз подготовиться к исповеди и пересмотреть своё отношение к начальнику, который даже по теории вероятности не может быть всегда не прав.