Усекновение главы Иоанна Предтечи
XIX век. Камень, резьба, масло, золочение.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Россия, Екатеринбург, середина XIX века, Новотихвинский монастырь
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Конец XVII в. Северное Поонежье. 151 х 121. Доска сосновая, левкас, темпера.
Из Преображенской церкви с. Турчасово (1786 г.) Онежского района Архангельской области.
Величайший из пророков, святой Иоанн Предтеча и Креститель Господень Иоанн, считается связующим звеном между миром Ветхого и Нового Завета. Икона иллюстрирует евангельский сюжет о смерти Иоанна Предтечи. Она состоит из нескольких, связанных по смыслу композиций, которые плавно переходят одна в другую и разделены лишь живописными горками. В левой верхней части иконы изображен воин, который занес меч над склонившимся Иоанном. В правой части - воин удерживает Предтечу в темнице. Внизу в темной пещере изображен сосуд с отсеченной головой Иоанна Предтечи. День памяти мученической кончины святого Иоанна Предтечи ежегодно отмечается церковью 29 августа (11 сентября). Этот день сопровождается строгим постом. Поэтому у русских этот праздник был известен под названием "Ивана Постного". По общенародному верованию, в этот день грешно брать в руки нож, топор, срезать капусту, остерегаться брать что-либо круглое (картофель, яблоки). Очевидно, все это напоминает обстоятельства смерти Иоанна Предтечи. Сохранились и приметы народного сельскохозяйственного календаря, связанные с этим днем: "На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купалу (24 июня по старому стилю) собирают травы".
Икону вывезли из деревянной Преображенской церкви с. Турчасово, построенной на реке Онеге в 1786 году. Однако написана она для более древней, несохранившейся Преображенской церкви, стоявшей на этом же месте. В ней был придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный в 1684 году, в котором данная икона считалась храмовой и особо чтимой.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Украина. XIX век. 51.6 x 42.7 см
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Россия. XVII век. Строгановская школа.
Реклингхаузен, Музей икон.
Усекновение главы Иоанна ПредтечиРоссия, 1798 год
Иконописец С. Нехлебаев.
Усекновение главы Иоанн Предтеча
Греция, Керкира, XVI, доска, темпера, 165, 5 х 97, 5 см
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Россия, XIX век. Мстера. Дерево, левкас, темпера. 35, 3х31, 1 см.
Усекновения главы Предтечи с дополнительными сценами молитвы Предтечи в темнице, ведения его на казнь и передачи палачом отсеченной главы святого Саломее.
На полях - Ангел Хранитель и преподобный Никон.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Средиземноморье, XV век. Мстера. Дерево, смешанная техника. 21, 2 х 42, 4 см
вмч. Георгий, вмч. Димитрий, вмч. Прокопий
Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Далее смортеть иконы
Иоанн носит имя Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.
Именования «Предтеча» нет в Новом Завете (точнее, оно применяется собственно к Иисусу Христу, например, в Послании к Евреям 6:20). Иоанн Креститель впервые назван «Предтечей» у гностика Гераклеона (II век) в его комментарии на Евангелие от Иоанна. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них широко вошло в обиход. В православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остаётся за наименованием «Креститель».
В православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».
В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
http://orthodoxmt.mirtesen.ru