Почти сто лет назад, взирая на Крест Господень, на отношение к нему православных в России, архиепископ Никон (Рождественский) писал такие слова, которые не блекнут и сейчас:
Триста лет тому назад, когда впервые проникли в Японию латинские миссионеры, правительство Японии воздвигло гонение на христиан и, чтобы узнавать их, распорядилось положить в городских воротах кресты - так, чтобы нельзя было войти в ворота, не наступив на крест.
И говорит предание Римской Церкви, что многие, искренне уверовавшие во Христа, скорее соглашались отдать себя на мучения и смерть за Христа, чем наступить на изображение знамения нашего спасения - креста Господня. Как скоро искусство или, лучше сказать, его представители, художники хотят намеренно подчеркнуть свое неуважение к кресту, как к знамению нашего спасения, то мы должны протестовать самым решительным образом, ибо в таком случае является уже страшный грех кощунства.
Представьте себе, что паркет пола в нашей квартире представляет правильно расположенные кресты: позволит ли вам совесть ваша спокойно ходить по такому полу даже тогда, когда вы не знаете, что это сделано намеренно, чтобы заставить вас попирать крест?.. А мы живем в такое несчастное время, когда не только возможно, но и в самом деле бывает намеренное поругание Креста Господня слугами сатаны.
Поелику животворящий крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати от Церкви...»
Русский православный человек столь чтит сие изображение, что даже простое напоминание о нем на перекрестках дорог побуждает его творить крестное знамение при проезде через перекресток, а в некоторых местностях России на перекрестках, для сугубого напоминания о кресте - знамении нашего спасения, ставятся кресты. Православный христианин помнит, что самый мир создан во образ креста, четыре страны света напоминают ему крест Христов.
Он знает, что «крест - хранитель всея вселенныя, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верных утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва». Силою Креста Христова он верует спастись как от бед и напастей в сей временной жизни, так и в грядущей вечности. Тропарь, или песнь, Кресту есть в то же время и молитва за Царя православного, за все Отечество, победная песнь торжествующей веры.
И не потому ли так ненавистен Крест Христов всем врагам христианства? Не говорю уже о духах тьмы; они трепещут и трясутся, по выражению песни церковной, при одном знамении крестом; даже люди, предавшие себя врагу Божию - диаволу, отшатнувшиеся святой веры и Церкви Православной, и те, как бы боятся Креста Господня.
Рассказывал мне один миссионер: раз, во время беседы с сектантами о Кресте Господнем, его собеседники громко потребовали от него, чтобы сотворил силою креста какое-либо чудо тут же, пред ними. Миссионер сказал, что это значило бы искушать Господа, подобно иудеям, но что Господь, конечно, силен и чудо сотворить, если сие потребно для их вразумления. «Пусть, - сказал он, - тот, кто хочет на себе испытать силу крестного знамения, подойдет ко мне ближе: я осеню его сим знамением, и он тотчас же ослепнет: верую, что Господь может сие сотворить!» И что же? Никто из сектантов не дерзнул подойти к миссионеру: страх объял хулителей Креста Господня.
В другой раз тот же миссионер, приглашенный сектантами на чашку чая, осенил, по обычаю иерейскому, стакан, ему поданный, крестным знамением, и мгновенно стакан лопнул и развалился... Надо было видеть, как это их поразило: они от страха побледнели... Кто знает? Не подсыпали ли в стакан какого снадобья?..
Наши интеллигенты обычно избегают, как бы стыдятся знамения крестного... Присмотритесь, как делает на себе знамение крестное иной полувер-интеллигент, когда этого требует его положение, например, при похоронах своего сослуживца, при торжественных молебнах, когда он является в храм «ради парада»: он едва водит рукою по груди, будто ощупывает, все ли у него пуговицы целы... Спросил бы я его: да умеет ли он по православному ограждать себя крестным знамением: на лоб, на живот, на плечи? Или разучился уже? Не вяжет ли руку его все тот же ненавистник Креста Христова, князь мира сего прелюбодейного?..
И выходит: сотворить истово крестное знамение - стыдно, а вот попирать Крест Христов нарочито, может быть, составлять рисунки, где святое знамение спасения будет потом попираемо, - это можно, это современно, во вкусе века... Да не честнее было бы вовсе уж отречься от веры во Христа, как сделал это великий еретик нашего времени, известный Толстой? Ставят ли себе такой вопрос наши интеллигенты, эти полусознательные христиане, полусознательные язычники? Или им выгоднее прикрываться до поры до времени именем христиан, пока не нашли себе более подходящего, но уж не такого старого слова, как «язычество»?
Впрочем, кажется, уже и находят, по крайней мере, около такого имени бродят: ведь уже слышатся странные для нашего православного уха слова: голгофское христианство, неохристианство, оккультизм, спиритизм... Еще немного, и придумают, наконец; и слово это будет новое, модное и ухватятся за него все наши полуверы, и станут уже полными неверами, сбросив с себя имя православных христиан, как изношенную одежду...
К тому идет дело, читатели мои! Неверие, сначала практическое, в жизни, а затем теоретическое, в учении, мутною волною разливается по лицу земли среди якобы образованного общества, а оттуда спускаются и вниз, в среду невежественных масс; и этому всячески содействуют враги Церкви Божией, растлевая и ум и сердце чрез печать, театры, лженауку и всеми иными мерами... Врагу страшна только твердыня Православия: если ее удастся расшатать, то с остальным он уже легко справится.
Вот почему и ведется подкоп именно под Православие: его хотят всячески унизить, приравнять к суеверию, в него внести разложения в виде разных сект и ересей, его ослабить расколами и раздорами в среде его исповедников. С непонятною, на первый взгляд, ненавистью относится именно к Православию вся иудейская и иудействующая печать, с каким-то пренебрежительным снисхождением - наша интеллигенция, даже и та, которая считает себя еще верующей в Бога; и только те, которые еще чтят авторитет Церкви-матери, еще таят в глубине своего сердца любовь и веру к этой матери, только они вместе с нею скорбят, болеют душою, видя поношения или искажения Креста Христова - всюду, где можно: например, в столице замечено православными, что на одном храме поставлены кресты, как бы перевернутыми вершинами вниз, так что поперечник креста приходится в нижней его части, не в верхней, как обычно...
Опытные в духовной жизни подвижники пишут, что враг наш, диавол, даже в сонных мечтаниях не может представить Креста Господня: он обычно представляет какую-либо геометрическую фигуру, а на мысль искушаемого влагает, будто это - крест. В тревожное время мы живем: там искушают нас попранием Креста Господня, а тут - подменою его какою-то фигурою. Воистину, дни лукави суть!..»
Игумен Амвросий Шевчук,
храм Великомученика Никиты