Photo Flipbook Slideshow Maker     


ДОБРЫЙ  САЙТ      

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » Статьи » СТАЬИ

Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на Апостолов»
  Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

                               Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на Апостолов»

 В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

        Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

      Сошествие Святого Духа.(Евангелие Рабулы, VI век)  Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах. 

           Но самые ранние сохранившиеся изображения Сошествия Святого Духа относятся к VI в. В рукописном Евангелии, созданном в 586 г. сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция – Bibl. Laur. Plut. I, 56), есть миниатюра (ил. 1), изображающая воспоминаемое событие. В центре композиции – Богоматерь; по сторонам от Нее стоят в два ряда двенадцать апостолов; местонахождение их показано условно – полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния. Непосредственно над Пречистой – стремительно летящий вниз Голубь, образ Духа Святого, от которого на главу Богородицы изливаются сияющие лучи. Над главами Богородицы и апостолов горят красные язычки пламени. Обратим внимание, что иллюстрируемый текст не содержит упоминания о присутствии в "доме, где они находились” (в греческом тексте "восседали”, в славянском переводе "идеже бяху седяще” – Деян. 2:2) Пресвятой Богородицы, но Священным Преданием присутствие Ее там засвидетельствовано ясно. В рукописных собраниях крупных библиотек всего мира сохранилось немало миниатюр, изображающих Сошествие Святого Духа на апостолов, в которых обязательно присутствует и Пресвятая Богородица .

Рождество Христово. Сретение. Вознесение. Сошествие Святого Духа IX- X в.На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII–IX вв. (ил. 2), восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого – нисходящие лучи пламени – от благословляющего их с небес Спасителя (ср. величание праздника: Податель жизни вечной Господь Иисус Христос Духа Святого от Отца послал божественным ученикам Своим).

          В константинопольском Софийском соборе мозаичное изображение Сошествия Святого Духа на апостолов представлено так: в центре композиции находится Престол уготованный (Этимасия), ниже которого, по кругу, расположены стоящие апостолы, на главы которых нисходят лучи с язычками пламени; еще ниже находятся симметрично расположенные группы людей в разнообразных одеждах – будущая паства рождающейся Церкви Христовой.

                  Сошествие Святого Духа. Мозаика. Собор св. Марка в Венеции Мозаика венецианского собора Сан-Марко (XI в.) изображает сидящих апостолов с книгами; на апостолов сходят огненные языки, а находящиеся ниже группы народов (каждая по два человека) – это упомянутые в книге Деяний апостольских Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне... (Деян. 2:9–11). Каждая группа не только надписана – они различаются характерной одеждой: римляне в кольчугах, со щитами, иудеи в характерных головных повязках, полуобнаженные смуглые аравитяне, совсем темнокожие египтяне, еламиты в остроконечных шапках...(ил.3)

 

           Самый распространенный вариант иконы Сошествия Святого Духа на апостолов -- литургический. На иконе изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света, иногда с огненными языками. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). Здесь помещены народы (в виде толпы людей), ждущие света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний. Ирина Языкова: «Интересно, что на литургическом изводе в центре композиции -- апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не присутствовал, но литургически "забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. (И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолов все же Церковь считает Павла.) Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов -- это символы их церковного учительства. Все они с нимбами, внутри которых часто вписан язычок пламени, как удостоенные просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию».Сошествие Святого Духа. Тверь. Середина XV в.

          Позже, но еще до иконоборчества, на литургическом изводе, во «тьме» между апостолами появляется загадочная фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Над этой фигурой (без нимба) сделана надпись: «Космос».(илл.4)  Наилучшее объяснение этой фигуре найдем у Е.Трубецкого в статье "Умозрение в красках":"Основной пафос этого символического письма особенно ярко раскрывается в тех иконах, где мы имеем прямое противоположение двух миров - древнего космоса, плененного грехом, и мирообъемлющего храма, где этот плен окончательно упраздняется. Я говорю о часто встречающихся в древней новгородской живописи изображениях "Царя космоса", которые имеются между прочим в петроградском музее императора Александра III и в старообрядческом храме Успения Св. Богородицы в Москве. Икона эта разделяется на две части: внизу в подземелье, под сводом, томится пленник - царь космос в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это - тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот".«Идея персонификации отдельных явлений, стихий или понятий вообще очень свойственна грекам, -- объясняет Ирина Языкова. -- Например, следуя античным изобразительным приемам, в иконографию Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке (самый ранний пример -- мозаика в Баптистерии в Ровенне, VI век), а иногда добавляли и персонификацию моря в виде уплывающей женщины. Основой такого буквального изображения иконописцу послужил текст псалма: "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять” (Пс. 113: 3). Так и здесь, царь-Космос -- это персонификация обитаемой вселенной, он символизирует собой все народы, всех людей, которых предстояло просветить апостолам».Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, -- говорит Ирина Языкова. -- И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей -- Богородица первая получила Святого Духа), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов -- это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию. В Испании сохранились даже такие иконы VIII века, где объединены оба события: Вознесение и Пятидесятница. Апостолы собрались вместе, Христос возносится на небо, посылая апостолам Святого Духа». На историческом изводе иконы Пятидесятницы Святого Духа иногда изображают в виде голубя (в поздних иконах -- голубь в языках пламени), но такое изображение, говорит Ирина Языкова, неканонично, так как Дух Святой, как и Бог Отец, не имеет своего ипостасного образа, в отличие от второго лица Святой Троицы -- Сына Божия, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», то есть явленного миру как богочеловек Христос. Стоглавый собор (прошел в Москве в 1551 году), осудивший в том числе и неканонические изображения, настаивал на том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков -- и так и должны изображать.

         В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Категория: СТАЬИ | Добавил: jnp (10-01-10)
Просмотров: 3818 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа



Copyright MyCorp © 2024
Locations of visitors to this page