Photo Flipbook Slideshow Maker     


ДОБРЫЙ  САЙТ      

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » Статьи » ФОРМЫ КРЕСТА

История развития формы креста.

Крест "монограмма Константина”




      Святому
Равноапостольному Царю Константину "во сне явился Христос Сын Божий с
виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому
виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов",
повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей "Книге первой о
жизни блаженного Царя Константина" (гл. 29). "Это знамя случилось
видеть и нам собственными очами, - продолжает Евсевий (гл. 30). - Оно
имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная
рея, образовавшая с копьем знак креста (...), а на нем символ
спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (...), из
середины которых выходила буква "Р". Эти буквы Царь впоследствии имел
обычай носить и на шлеме" (гл. 31).
     
"Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы
Константина, составленная из двух первых букв слова Христос - "Хи" и
"Ро", - пишет литургист архимандрит Гавриил, - эта Константиновская
монограмма встречается на монетах Императора Константина" (стр. 344).





      Как
известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение:
отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора
Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена
на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти
веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах
святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85). 


Крест монограммный "послеконстантиновский"


 


      "Иногда буква Т, - пишет
архимандрит Гавриил, - встречается в соединении с буквой Р, что можно
видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии" (стр. 344). Эта
монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на
надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.
      Словами "се, Царь ваш"
(Ин. 19:14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение
Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных
четвертовластников, и мысль эту письменно изложил "над головою Его"
(Мф. 27:37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых
первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И
именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и
открыто "почитая, - как видно из Деяний Апостольских, - царем Иисуса"
(Деян. 17;7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные
гонения.
      Греческая буква "Р" (ро) - первая в слове
по-латински "Pax", по-римски "Rex", по-русски Царь, - символизирующая
Царя Иисуса, находится над буквой "Т" (тав), означающей Его крест; и
вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша
сила и мудрость в Распятом Царе (1 Кор. 1:23 - 24).
      Таким
образом, "и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина,
служила знамением Креста Христова (...), получила такое обширное
значение в символике только после первой монограммы. (...) В Риме (...)
стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии - не прежде V
века" (Гр. Уваров, стр. 77). 


Крест монограммный "солнцеобразный"


 


      Уже на монетах IV века встречается монограмма "I"исуса "ХР"иста "солнцеобразная", "ибо Господь Бог, - как учит Священное Писание, - есть солнце" (Пс. 84:12).
     
Самая известная, "константиновская", "монограмма подвергалась некоторым
изменениям: прибавлена была еще черта или буква "I", пересекающая
монограмму поперек" (Архим. Гавриил, стр. 344).
      Этот "солнцеобразный" крест символизирует исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, - возвещал Духом Святым пророк Малахия, - и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших" (4:2-3). 


Крест монограммный "трезубец"



      Когда Спаситель проходил близ моря Галилейского, Он увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, будущих Своих учеников. "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4:19). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами: "подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Мф. 13:47). "Признав в снарядах для
рыболовства символическое значение Царствия Небесного, - говорится в
"Христианской символике", - мы можем предположить, что все формулы,
относящиеся к тому же понятию, иконно выражались этими общими
символами. К таким же снарядам надо отнести трезубец, которым ловили
рыбу, как теперь ловят баграми" (Гр. Уваров, 147).
      Таким
образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к
Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства. Например, на
древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о
принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем (Гр.
Уваров, стр. 99). 


Крест монограммный "константиновский"


      Из церковной археологии
и истории известно, что на древних памятниках письменности и
архитектуры нередко встречается и вариант совмещения букв "Хи" и "Ро" в
монограмме святого Царя Константина, Богоизбранного преемника
Христа-Господа на престоле Давидовом.
      Только с
IV века постоянно изображаемый крест стал освобождаться от монограммной
оболочки, терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей
своей форме, напоминающей то букву "I", то букву "X".
      Эти
изменения в изображении креста произошли благодаря появлению
христианской государственности, основанной на его открытом почитании и
прославлении. 


Крест круглый "нахлебный"


      По древнему обыкновению,
как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый
хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до
Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием:
надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их
употребивших, исцеляет разделенность.
      Такие круглые хлебы
изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре
части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на
шесть частей монограммой III века.




      В
прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах
изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.
     
Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная еще
идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам "Сын
Божий есть бесконечный круг, - по слову святого Климента
Александрийского, - в коем все силы сходятся". 


Крест катакомбный, или "знамение победы"


 



      "В катакомбах и вообще
на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты
четвероконечные, чем какой-либо другой формы, - отмечает архимандрит
Гавриил. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех
пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного"
(Руков. стр. 345).
      О том, как все это произошло,
обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфал в своей
"Книге первой о жизни блаженного Царя Константина".
     
"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к
западу, - говорил Царь, - я собственными очами видел составившееся из
света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью "Сим побеждай!"
Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое
следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо (гл. 28).
     
Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел
против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста
среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями
со слов очевидцев.
      Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил:
     
"Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против
Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над
солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на
войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его
и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты
захочешь спросить их" (гл. 29).
      "Силою Божией святой
Император Константин одержал блистательную победу над тираном
Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки" (гл.
39).
      Таким образом, крест, бывший прежде у
язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине
Великом знамением победы - торжества христианства над язычеством и
предметом самого глубокого почитания.
      Например, согласно
новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были
ставиться на договорах и означали подпись, "достойную всякого доверия"
(кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния
(решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится:
"повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением
святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть".




 


      Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах
 


      для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари. 


var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Категория: ФОРМЫ КРЕСТА | Добавил: jnp (23-11-09)
Просмотров: 886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа



Copyright MyCorp © 2024
Locations of visitors to this page