Photo Flipbook Slideshow Maker     


ДОБРЫЙ  САЙТ      

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » Статьи » ФОРМЫ КРЕСТА

История развития формы креста

Крест "терновый венец”


      Изображение креста с
терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных
принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из
древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его
применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой.
Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской
рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе
"Прославление Креста" XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев,
Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д.
      Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе"
(Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно
взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые
страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
      Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову", "и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды" (2 Тим. 4:8), "венец славы" (1 Пет. 5:4), "венец жизни" (Иак. 1:12 и Апок. 2:10). 


Крест "виселицеобразный"




      Эта форма креста очень
широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов,
святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских
омофоров на иконах "трех вселенских учителей".
     
"Если кто тебе скажет, ты Распятому поклоняешься? Ты светлым голосом и
с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если
засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется", - учит нас, сам
украшаемый на образах сим крестом вселенский учитель святой Иоанн
Златоуст (Беседа 54, на Мф.).
      Крест любой формы имеет
неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию
премудрость, восклицает с Апостолом: (...) желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6:14)! 

 


Крест "виноградная лоза"


 



      "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь"
(Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же
Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для
всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.
      "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода"
(Ин. 15:5). "Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму
виноградной лозы, - писал граф А. С. Уваров в своем труде "Христианская
символика"; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в
символической связи с Таинством причащения" (стр. 172 - 173).


Крест "лепестковый"




      Многообразие форм креста
всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению
преподобного Феодора Студита - "крест всякой формы есть истинный
крест". Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве
"лепестковый" крест, который, к примеру, видим на омофоре святителя
Григория Чудотворца мозаики XI века собора Святой Софии Киевской.
     
"Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к
единообразному соединению с Богом", - поясняет знаменитый учитель
Церкви святой Иоанн Дамаскин. От видимого к невидимому, от временного к
вечности - таков путь человека, Церковью ведомого к Богу через
постижение благодатных символов. История их многообразия неотделима от
истории спасения человечества.


Крест "Греческий", или древнерусский "корсунчик"


 



      Традиционна для Византии
и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого
"Греческого креста". Этот же крест считается, как известно, и
древнейшим "Русским крестом", так как, согласно церковному Преданно
святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой
крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный
четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного.




     
Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как
микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий
космологически сферу небесную.


Крест "накупольный" с полумесяцем


 




      Неудивительно, что часто
задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как "накупольники"
расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами
украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570
году.
 



      Типичная для
домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается
на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе
Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.
      Вообще же
символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического
(а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема
для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все
элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают
себе разные значения.
      "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна"
(Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует
купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в
Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая
Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой
находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый
Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар
Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый
как враг Божий под ноги Христа.


Крест "трилистниковый"




      В России эта форма
креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных
крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах.
"Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом
полумесяце", как сообщается в "Российском гербовнике", изображался на
гербе Тифлисской губернии

.




      Золотой
"трилистник" (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на
гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и
города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города
Чернигова и т.д.


Крест "мальтийский", или "георгиевский"




      Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда "верою поклонился, - как говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего"
(Евр. 11,21), "жезла, - разъясняет святой Иоанн Дамаскин, - служившего
изображением креста" (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над
рукоятием архиерейского жезла имеется крест, "ибо крестом мы, - пишет
святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся,
детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу" (гл. 80).
     
Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма
креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна
Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся
против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского
Императора Павла Петровича - покровителя мальтийцев. Так появилось
наименование - "мальтийский крест" .
 


      Согласно Российской
геральдике, золотые "мальтийские" кресты имели на своих гербах
некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской
губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель
Волынской,





      Пермская и
Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С.-Петербургской, Виндава
Курляндской, Белозерск Новгородской губерний,





      Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие.





      Все, кто
награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней,
именовались, как известно, "георгиевскими кавалерами". 


Категория: ФОРМЫ КРЕСТА | Добавил: jnp (23-11-09)
Просмотров: 1353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа



Copyright MyCorp © 2024
Locations of visitors to this page