Свобода и власть - ПРОПОВЕДИ - Каталог статей - ДОБРЫЙ САЙТ


                                                                           

  Photo Flipbook Slideshow Maker  


ДОБРЫЙ  САЙТ 

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 758
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » Статьи » ПРОПОВЕДИ

Свобода и власть

Свобода и власть

 

    Свобода мало выразима в словах... На ее путях есть дурная запутанность хаоса, зла, вошедшего в мир, и Божественная утаенность Логоса. Хаос непонятен, Логос таинствен. Вступая в мир мятущийся, искаженный, стенающий, но одновременно - прекрасный, гармонический мир творения, надо понять, что пути Божьи и человеческие, пересекающиеся и иногда противостоящие друг другу, призваны сочетаться в великую гармонию свободы и истины.

    Усложненность в мире есть путь к последней простоте всего. Через познание сложности и трудности всего окружающего, а также своей непростоты, человек удостоверяется, прежде всего, в своей недостаточности. Это ему открывает путь к мудрости... "На Суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Иоанн 9, 39). Истина и свобода, просвещая. одних, ослепляют других.

    Религиозная свобода и государственная власть - сколько было в истории недоумении, недоразумений и трудностей в выяснении их взаимоотношений... И не всем легко понять, что свобода людей, граждан не только "этого" мира, состоит в том, что, как подчиняясь тем или иным земным властям, так и не подчиняясь им в том или другом - они могут исполнять волю Божию.

    Восставая в чем-либо против каких-либо властей этого мира, христианин восстает не на природу этих, от Бога данных властей, а лишь нанеправедное их содержание. В этом сущность христианского личного, мудрого, зрячего отношения к власти, в отличие от анархического, самостного или абстрактного. Человечество привыкло либо тупо подчиняться всякому принуждению, либо эгоцентрически восставать против всякого принуждения и даже против самой природы власти. Лишь к слепому и самостному противлению властям относятся слова апостола: "Противящийся власти противится Божию установлению".

    Восставая против неправедного духа той или другой власти, борясь за восстановление попираемых в мире Божьих законов, человек, в сущности, защищает самый лик власти как Божьего установления, данного Богом на добро, а не на зло.

    Власть дается на Богослужение и на служение человеку, его истинной свободе, - не на боговосстание и не на господство над человеком.

    Первой земной властью является власть родительская. И ребенок призван, не только ей повиноваться, но и почитать ее: "Чти отца твоего и матерь твою". Однако даже это первое свое повиновение человек, в некоторых случаях, может и даже обязан нарушить, ибо - "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Д. А. V, 29). Если в отношении законной и природной родительской власти заповедуется Евангелием страшное, в чистом своем значении, слово ненависть (т. е. высшее выражение отвержения), то тем более человек имеет право свято "ненавидеть", т. е. отвергать ту власть мира, которая удерживает его, или других людей, от послушания последней власти и правде Божией. Таков диапазон данной свыше человеку свободы духа! Но эта свобода рождается не из эгоизма человеческого, а из любви, из Божьей любви к человеку и из ответной любви человека к Богу. Самость надо связывать ограничением (и "государственным" тоже); даже злым господам апостол советует подчиняться по совести (а не из низменного чувства выгоды или страха наказания) - этим воспитывается внутренняя свобода служения прежде всего Богу, в разных условиях. Инок в монастыре призван слушаться даже недостойного игумена ("если только он не еретик"). Так связываемая самость, эгоцентричность человека, открывает наилучший путь к свободе человеческого духа. Оттого истинная христианская кротость, не оправдывая рабства и не поощряя насильников, является высшим утверждением человеческой свободы и силы духа.

    Если же свобода взыскуется не подлинная, а эгоистическая, и Божья воля пренебрегается, то зло умножается. Это мы видим в истории. Лишь исполнение воли Божьей и умаление эгоистической воли, являясь осуществлением любви и послушанием Богу, есть явление истинной свободы.

    Некогда христианский епископ приветствовал Аттилу, входящего в Европу: "Да будет благословен приход твой, бич Бога, Которому я служу, и не мне останавливать тебя!" Было бы неверно отсюда выводить мысль, что всех аттил надо всегда приветствовать такими словами. Аэций и Теодорих хорошо поняли, как им надо было встретить Аттилу... И чрез таких понимающих людей земля уже сколько раз очищалась от "бичей", переставших быть Божьими.

    Приветствие христианского епископа (глубокое, по духовному содержанию своему) не делало, конечно, ни Аттилу, ни его варваров, теми силами, сопротивление которым воспрещается. Но Аттила, в самой разрушительности своей, был призван сделать нечто положительное: вразумить развращенную Европу и сжечь догнивающие остатки древней цивилизации... После этого, "ассенизаторского", можно сказать, в историческом аспекте дела, Аттила с его варварами, как беззаконная и нечестивая власть, был изгнан чрез людей, той же самой силой Божьей, которая его "допустила".

    Жанна д'Арк, борясь против поработителей своего народа, пытавшихся установить в ее стране свою "законную" (и даже "христианскую") власть, следовала древним библейским примерам и своим непосредственным откровениям Духа, подтвержденным впоследствии тою же Церковью, слепые представители которой ее умертвили.

    Но не всякое время истории бывает временем Жанны д'Арк. Это надо учесть. Не всякое время бывает и временем Дмитриев Донских и преподобных Сергиев. Далеко не всегда и не всякий борец против какого-нибудь общественного зла непременно несет в себе благодать истинной борьбы. И не всякий человек, имеющий благодать личной борьбы со злом, имеет уже и благодать общественной борьбы со злом. Есть и было немало в мире таких борцов, которые, пренебрегая благодатью борьбы со своим злом, пытались, однако, вести борьбу со злом общественным, и даже в мировом масштабе. От этого зло только умножалось. И хотя всегда были люди, несшие в истории благодать общественной борьбы за правду Божью, но в истории было больше безблагодатных и лицемерных человеческих борений со злом и только "воздух биющих" слов. Это относится и к нашему времени, и не только к светской, но и к церковной области.

    Зовя к повиновению государственной власти, апостолы зовут к повиновению власти как таковой, данной на созидание и на охрану доброго созидания. Апостолы зовут к послушанию тому, что является "от Бога" (в истории были мечтатели, гнушавшиеся всякой властью в мире, готовые видеть во всякой государственной власти "печать диавола" и "силу антихриста").

    Апостол Павел во всех изгибах своей удивительной мысли выводит человека из "двухмерных", материалистических отношений к жизни и поднимает в ту область, где есть и третья сторона жизни - глубина и где весь мир уже видится как озаренный Божьим светом. И только в этой глубине понимания мира, как творения Божьего, хотя и лежащего "во зле", но, прежде всего, лежащего в Боге ("везде Сый и вся Исполняяй"), история человечества перестает быть только "скверной", подчиненной лишь одной грешной человеческой или демонической воле... Над всякой силой мира встает всегда сила и воля Творца... И эта высшая сила допускает или благословляет те или иные события мира, выявляя человеческую свободу, открывая цель истории.

    Наблюдая человеческую власть, задавшуюся целью отвергнуть власть Божью в мире, мы спрашиваем себя: какая воля движет такой властью? Конечно, воля человеческая и демоническая, т. е. тварная. Но какая воля допускает ее на земле? Злую волю терпит, конечно, не благословляющая, а попускающая воля Божья, без которой ничего в мире не может произойти. Ради наиболее яркого выявления отвратитепьности зла пред потемненным сознанием, ради научения нечуткого человека ценностям высшим, вечным, ради спасения мира от зла воля Божья допускает в мире эту "экстериоризацию" обезображенного грехом человеческого сознания и злой воли, следствием которых являются и разрушительные стихийные явления природы - бури, болезни, эпидемии, землетрясения, наводнения, катастрофы... Не благословляет Творец это болезненное искажение Им созданной гармонии жизни, но допускает его, с целью промыслительной для человека, с целью исцелить искажение духовное в людях. И, только поняв всю беззащитность, слабость и смертность свою без Бога, человек может найти свое великое спасение в Боге... Увидеть это можно только в свете вечности.

    Много недоумении в душах вызывают столь горькие для человечества временные победы зла в личной, общественной и мировой жизни людей. Эти "победы" зла, в сущности, являются лишь его следствиями. Они допускаются Богом ради обнаружения зла и чтобы оторвать сердце человеческое от пристрастия к быстро преходящим неистинным ценностям мира. "Богатство течет, не прилагай к нему сердца", - говорит Писание. И весь мир, со своей славой, "течет". Все превратно на этой земле, но трудности ее допускаются, чтобы выявить, разжечь в человеке любовь к Жизни Вечной и к Тому, в Руках которого вся Жизнь. В мире все должно смирять человеческий титанизм, все призвано разрушать утопическую, ложную веру людей в возможность земного рая без Бога, среди зла и смерти.

    Экстериоризацией смерти, зла, живущего в сердцах человеческих, должна быть выявлена и укреплена человеческая свобода преодоления зла и смерти. От этого - все трудности мира и все его болезни! Но они "не к смерти, а к славе Божьей" (Иоанн XI, 4). Плуг вспахивает землю под зерна вечности. Цепы молотят хлеб Жизни, отделяя зерно от мякины.

    Создав человеческую свободу (положив именно в ней Свой "образ"), Творец допускает наше самоволие, рождаемое нами из драгоценной нашей свободы... Выбор между добром и злом только допускается Богом, а выбор человеком Божьей правды благословляется. И в этой именно борьбе внутри самой свободы выявляется сущность человека.

    Обнаружение внутреннего зла, допущение внешней власти антирелигиозников, материалистов, замышляющих превратить тот или иной народ или коллектив людей в трамплин для прыжка воинствующего материализма в мир, - вызов всем людям, не только данной страны, но и всего мира. Это призыв всего человечества к Богу.

    Допуская демонов вселяться в "свиней" (образ вселения зла в какой-либо коллектив или государство), Творец обнаруживает пред глазами людей реальность того духовного, "невидимого" зла, в которое многие еще "не верят". Этим указывается каждому человеку необходимость восстать против демонов тьмы, облечь свое сердце в Божий Свет.

    Личное, коллективное, общественное и государственное беззаконие доводится в истории до его логических и метафизических последствий, чтобы добро сделалось еще более горячим. "Теплохладное" же добро все время "извергается из Божьих уст", лишается в истории самого имени добра, и на смену этому неистинному, лицемерному добру приходит откровенное зло, - да воспрянет сердце человеческое! "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся" (выделено мною - автор) (Откр. Ill, 15, 19).

    Понимание того, что та или иная физическая или социальная болезнь "допущена" свыше, не может, конечно, помешать самой активной борьбе против этой болезни. Как физические, так и социальные свои болезни человек призван лечить всеми доступными ему средствами, предочистив себя покаянием и преданностью в волю Божью. Не лекарства, не доктора, сами по себе, не хирургические ножи вылечивают человека, не общество или народ, но сипа жизни, от Бога исходящая, она исцеляет, живит, воскрешает - непосредственно и чрез лекарства, докторов, хирургические ножи... Таково геоцентрическое сознание, столь нужное всем; от него все отпадают люди, но к нему призваны возвращаться.

    Божья власть, в отличие от человеческой, не убивает и не связывает свободы человека, но освобождает, воспитывает свободу и совершенствует ее, лечит любовью и истиной. Логосом Божьим освобожденный человек высоко поднимается над преходящими властями и явлениями этого мира. И можно слышать, как Истина, окрыляя последнюю свободу человека, гремит в грозных событиях земли и тихо склоняется над верной душой, напояя ее ведением тех тайн, которые нельзя "поведать врагам" - даже тем, кто хочет быть другом, но еще не стал им.

Архиепископ Иоанн
Сан-Францисский (Шаховской)

Категория: ПРОПОВЕДИ | Добавил: jnp (11-02-09)
Просмотров: 807 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа

ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМ
Copyright MyCorp © 2016
Locations of visitors to this page