|
Святитель Дими́трий Ростовский, митрополит |
Где Бог, там все доброе, где нет Бога, там все злое. С которым человеком есть Бог, тот все делает доброе, и с ним все доброе делается, а с которым человеком нет Бога, тот все делает злое, и с ним все злое делается. Если Бог с нами, никто против нас, а если нет Бога с нами, все враги наши восстают на нас и одолевают нас; если Бог с нами, то и паутина будет для нас твердою каменною стеною, а если нет с нами Бога, то и твердые каменные стены будут для нас паутиною и не защитят нас. С кем Бог, тому все – добро, а кто без Бога, тому все – худо. Итак, с кем же Бог и с кем нет Бога? На это всякий легко может ответить. Кто добродетелен, богоугоден – при том пребывает Бог, а кто делает злое, прогневляет Бога – при том нет Его. С добрым человеком Бог, а со злым – нет Его.
Конечно, справедливо то, что Бог, как Вездесущий и Всяисполняющий, Своею всемогущею, всесодержащею и всем управляющею силою находится при всяком человеке, и при злом так же, как и при добром. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Так и Жизнь всех содержит, добрых и злых, праведных и грешных. «Вси бо Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Но своею особою благодатию, по милосердию спасающею, помогающею, покрывающею и соблюдающею, не со всяким пребывает человеком, но только с тем, который с сердечною любовью и со страхом, обратив к Нему свои умственные очи, всегда видит Его как бы присутствующим пред собою, по слову пророка Давида: «Предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15:8), и ради присутствия Его, и любви и страха к Нему, все что ни делает, что ни говорит или помышляет, все делает богоугодно, говорит честно, помышляет доброе и полезное, всю жизнь свою как бы пред Всевидящими Очами Божьими проводит добродетельно и душеспасительно, часто со страхом повторяя в себе слова пророков Илии и Елисея: «Жив Господь... пред Которым я стою» (3Цар. 17:1), или, говоря пространнее: жив Господь, пред Всевидящими Очами Которого я хожу, стою, сижу, делаю, ем, пью, говорю, беседую, помышляю. И все, что ни делаю, делаю перед Его пресветлыми очами и потому не смею сделать что-нибудь худое, или сказать, или помыслить что-либо скверное, дабы Он, прогневанный мною, не поразил меня вдруг нечаянно с моими беззакониями. Таким образом, где человек созерцает Бога мысленными очами, там Он и пребывает; ибо Он приближается к тем, которые сами приближаются к Нему, присутствует с теми, которые ищут присутствия Его, и зрит на зрящих Его: это есть как бы зеркало. Кто смотрит в зеркало, тот видит и лицо, которое отражается в зеркале, а когда отвращается от зеркала, отвращается от него и лицо, видимое им в зеркале. Подобным образом и Господь Бог наш обращается к обращающимся к Нему и смотрит на смотрящих на Него; отвращает же лицо Свое от отвращающихся от Него и не призирает на тех, которые не смотрят на Него, не хотят видеть присутствия Его в себе.
Рассмотрим же, как велико зло не бояться Бога и не иметь присутствия Его.
Где нет присутствия Божия, где люди не имеют пред очами Бога, где не смотрят на Бога, там не иное что бывает, как присутствие бесов: там бесовская злоба и свинское житье, там люди не как люди, но как бесы и как свиньи бесноватые, утопающие во глубине погибели.
Потерял некогда Иуда в себе присутствие Господа, утратил свою сердечную любовь ко Господу, не стая иметь пред очами Бога, ибо хотя простыми плотскими очами и смотрел на Христа, но его умственные очи уже отвратились от Христа, уже начали смотреть к сонмищу иудейскому и совещаваться о цене: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его» (Мф. 26:15). Таким образом, когда почти вовсе перестал взирать на Бога и бояться Его, что тогда сделалось с Иудою? Вошел в него сатана, и сделался Иуда как бы бесом; ибо как тот, кто прилепляется Господеви, есть один дух с Господом, по слову апостола (1Кор. 6:17), так и прилепившийся бесу один есть дух с бесом. Злой человек – то же, что и бес, потому что, прилепившись бесу, один дух с бесом бывает.
Перестанет человек взирать на Бога, перестанет бояться Его, даже не помыслит о Боге в уме своем, как бы не было Его, начнет безбожно жить, забыв страх Божий, и пойдет за неправедным промыслом, за неправедною прибылью, протянет руку на чужое и на святое, прострет руки на хищение и грабеж, посягнет на ближнего своего, станет искать погибели его. Творя все сие, такой человек есть не что иное как бес, ибо в него так же, как в Иуду, входит сатана и бывает таковой один дух с сатанаилом. О, как велико зло – не иметь пред очами своими Бога.
Отлучился некогда блудный сын от своего отца, скрылся далеко от очей его, и куда же он попал? К свиньям: пас свиней и питался их пищей, желая насытиться от рожец, которые ели свиньи. Когда человек начнет отлучаться от Бога злыми своими делами, когда начнет отлучать ум свой от присутствия Божия, начнет удаляться от Него на греховную сторону далеко, начнет наживать себе свинский нрав и блудное имя, тогда такой человек не что иное бывает, как свинья, валяющаяся в смрадном болоте скверных дел, свинья бесная, самовольно в вечную погибель устремляющаяся и погибающая. Повторяя, скажу опять: где нет присутствующего Господа, где люди не имеют Бога пред очами своими, там только свинское да бесовское житье возможно, а конец такого жития есть потопление, потопление не в простых водах, но в реке огненной. Разгневанный фараон не восхотел некогда слушать Бога, как и бес, не захотел отпустить израильтян – и какой же была кончина его? Он погиб со всею силою своею в Чермном море видимым образом, а невидимым – душою во аде. Предались некогда содомляне свинскому житию, бесновались неистовством плотских скверных грехов – и что постигло их? Постигло потопление их, как свиней гергесинских, и потопление лютейшее, ибо они потонули и телом и душою в огненном пламени, одожденном на них с Неба. Но какая была причина такой погибели фараона и содомлян? Поистине не иная какая-либо, как только та одна, что они не имели присутствия Божия, то есть не имели Бога пред очами своими, не смотрели на Бога, не боялись Бога. Фараон говорил: «Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2). Он не видел Бога пред собою. Точно так же и содомляне не страшились праведного суда Божия и не ожидали грозного отмщения: их ум, помраченный греховными сластями, не видел Бога; об этом засвидетельствовал Сам Бог в словах Своих, сказанных Аврааму: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так...» (Быт. 18:20–21). Вникнем в то, что говорит нам Господь. «Сойду и посмотрю», как будто Он никогда их не видел. Конечно, будучи Всевидцем, Он видел их и прежде и всегда Своими Всевидящими Очами, пред которыми нет ничего тайного. Но для того, чтобы открыть виновность их, причину их погибели, которая в том именно и состоит, что они не смотрели на Бога, не имели Его пред очами своими, чужды были присутствия Божия, для того Бог, как бы никогда не видевши их, говорит: «Сойду и посмотрю!» – как бы так говоря: «Содомляне не хотели помнить Меня, знать Меня и бояться: итак они познают Меня ныне, увидят Меня, познают Меня, казнящего их, Которого не знали долготерпящего; увидят лютую казнь Божию, не хотевшие видеть и знать милосердия Божия. Я до сих пор долготерпел им, отселе начну казнить их». «Да возвратятся грешницы во ад, вcи язы́цы забывающие Бога» (Пс. 9:18). О, как велико зло не иметь Бога пред очами, забывать Его!
Неизвестно, о каком именно грешнике говорит Давид: «Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время» (Пс. 9:25–26); но известно то, отчего пути грешного человека оскверняются на всякое время. Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего иной осмеливается обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего тать крадет, разбойник убивает, вор ворует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего не имеющий стыда сквернословит, привыкший лгать лжет, клятвопреступник напрасно божится, клянется, досадитель досаждает? Отчего человек, сам весь во грехах, других осуждает? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего мздоимный судья неправедно судит, лживый свидетель ложно свидетельствует, злобный коварствует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего пьяница пьянствует, грехолюбец любодействует, прелюбы творит, не довольствуется законным супружеством, оскверняет многих и оскверняется со многими? Оттого, что нет Бога пред ними. Нет страха Божия пред ним, не имеет Бога пред очами, не помнит о Боге, не боится ни Суда Его, ни мук вечных не трепещет, ни Царствия Небесного не ожидает. Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время. О, если бы пред очами грешника был Бог, если бы он помнил будущий Суд и казнь, он не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию своего и Воздаятеля.
Вспомните историю о целомудренной Сусанне и о двух беззаконных старцах, судиях Израилевых, хотевших насильно осквернить чистую жену, что давало им смелость совершить скверное дело и что отклоняло праведную Сусанну от скверного беззакония? Беззаконным старцам дало смелость сотворить грех то одно, что они не имели пред очами своими Бога, ибо они говорили: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит» (Дан. 13:20). О, беззаконные судьи! Блуждательные старцы! Что вы говорите: никто не видит нас? А разве не видит вас Бог? Вы укрылись от очей человеческих, но можете ли укрыться от очей Божиих? Вы от людей затворились дверьми, чтобы не видели вас, а чем закроетесь от Бога? Какие сады, какие многолиственные деревья, какие густые леса и пустыни и дебри или вертепы и пропасти земные сокроют вас пред Всевидящим Богом? Не знаете ли, что говорит Священное Писание: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир. 23:27–28). И еще: «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его» (Сир. 39:25). Вы же, окаянные, говорите: «Никто нас не видит». Таким образом забвение о Боге соделало их дерзновенными ко греху, потому что они не имели Всевидца Бога пред очами своими: «Никто нас не видит», – говорили они.
Что же отклоняло от соизволения им целомудренную Сусанну и удерживало ее от грехопадения? То одно, что она имела Бога пред очами своими. Послушаем, что говорила она к оным грехолюбивым старцам: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (Дан. 13:23). Но прекрасная жена, Бог высоко, ты не видишь Его чувственными очами, что же ты боишься Его? Отчего ты поставляешь себя как бы пред Его очами, когда говоришь: согрешить пред Господом! Оттого, что ты помнишь слово пророка и царя Давида, говорящее: «Предзрех Господа предо мною выну (всегда), яко одесную (по правую сторону) мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15:8). И хотя ты не видишь Его плотскими очами, но видишь Его, стоящего пред тобою, очами внутренними, душевными, сердечными и боишься Его, как знающего и видящего все твои дела и помышления, как Истязателя и Судию; потому говоришь, что лучше для тебя, не сотворивши греха, впасть в руки судей неправедных, совещавшихся предать тебя на смерть, нежели согрешить пред Богом. О, какой прекрасный пример всегдашнего Богозрения! Какой прекрасный способ всегдашнего избегания греха! Поистине, кто так поступает по отношению к Богу, кто так всегда предзрит пред собою своего Господа, тот не подвижется вовеки, не прогневает Бога вовеки. Если же в чем-нибудь и преткнется, как человек, то тотчас, имея пред очами Бога, встанет и исправится, и на таком сбываются слова пророка Давида: «Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку Его» (Пс. 36:24). Но обратимся опять к тем, которые не имеют пред своими очами Бога.
Случается иногда так, что мы не только не боимся Бога, но несравненно хуже делаем – насильно и бесчестно отгоняем от себя Христа, Бога нашего.
Но скажет кто: «Я никогда не гоню от себя Христа, Света моего, я не бесчещу Его». Если кто станет говорить так, то я скажу ему: «Ты всячески гонишь Христа и бесчестишь, гонишь – в ближнем твоем, бесчестишь – в себе самом».
Хочешь ли знать, как гонишь ты Христа в ближнем твоем? Слушай. Все, что делается для ближнего, доброе ли то будет или злое, делается Самому Христу; как Он Сам говорит об этом в Евангелии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Подал ты нищему милостыню – подал Самому Христу; не дал нищему – не дал Христу; ибо Христос говорит: «Понеже сотвористе единому от сих братий моих меньших, Мне сотвористе». Оказал ты благодеяние ближнему – оказал Самому Христу; если же не оказал благодеяния ближнему, не оказал Самому Христу.
При этом подумай ты, человек, сколько раз ты не только не благодетельствовал ближнему, но и озлоблял твоего ближнего? Сколько раз отказывал нищему в милостыне? Сколько раз был немилосердным к нуждающимся в милосердии? Поступая немилосердно и жестоко с твоим ближним, не с Самим ли Христом поступаешь так? Если гнал ты и обидел невинного, погнал и обидел Самого Христа. Сколько досадил ты ближнему и обругал его, столько досадил ты Христу и обругал Его. Что делаешь злого твоим ближним, то делаешь Самому Христу, по Его же слову: «Понеже сотвористе единому от сих братии моих меньших, Мне сотвористе». Так гонишь ты Христа в ближнем твоем!
Как же бесчестишь ты Христа в себе самом? Слушай. Помнишь ли, что писал апостол Павел к Коринфянам: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1Кор. 6:15). Понимаешь ли, что говорится здесь, человек? Члены твоего тела не суть твои, но Христовы, потому что Им созданы, сотворены и искуплены честною Его кровию; и кто нечистым плотским грехом оскверняет свои члены, тот бесчестит в себе Христа, делая члены Христовы членами блудницы. Подумай, сколько раз осквернил ты себя любодеянием действительным ли то или мысленным и иными, непотребными и богомерзкими, блудными делами!
Но скажет кто: «Какая обида бывает Христу оттого, что кто-нибудь оскверняет тело свое грехом блудным?» – Поистине, великая обида: ибо тело христианина, освященное Таинством Святого Крещения, принадлежит не ему, а Христу, по Священному Писанию: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор. 12:27). И опять: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1Кор. 6:19). «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет. 1:18–19). Знай, христианин, глава, которою ты мыслишь плотское, не твоя, но Христова, и не должно тебе Христовою главою худое помышлять. Ноги, которыми ты на беззаконие ходишь, не твои, но Христовы, и не должно тебе Христовыми ногами идти на беззаконие. Руки, которыми совершаешь скверное, не твои, но Христовы, и не должно тебе делать скверны Христовыми руками. Все тело твое – не твое, но Христово, и потому не должно тебе тело Христово осквернять плотскими, сладострастными делами, ибо оно служит храмом Божиим, по слову апостола: «Храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор. 3:17). Будем же постоянно иметь пред очами Бога и бояться его. Страх Божий удержит нас от греха!
"Уроки благочестия". Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Ярославль,1909.
|