Поученіе. Преподобный Савва Освященный - 19 Декабря 2012 - Б Л О Г - ДОБРЫЙ САЙТ


                                                                           

  Photo Flipbook Slideshow Maker  


ДОБРЫЙ  САЙТ 

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 758
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2012 » Декабрь » 19 » Поученіе. Преподобный Савва Освященный
13:14:23
Поученіе. Преподобный Савва Освященный
Поученіе. Преподобный Савва Освященный



I. Въ день преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы освященнаго, который проводилъ жизнь святую и былъ такъ внимателенъ къ своему духовному состоянію, что каждую мысль свою, каждое желаніе и каждое чувство и малѣешее движеніе своего сердца подвергалъ тщательному самоосужденію,

 

дабы не погрѣшить предъ Господомъ не только дѣломъ или словомъ, но и мыслію, умѣстно будетъ, братіе мои, поразмыслить о томъ: съ такою ли осторожностію мы относимся къ своимъ мыслямъ и желаніямъ своего сердца, съ какою относился преподобный Савва «освященный», и не допускаемъ ли мы грѣховъ, прямо и ясно запрещаемыхъ десятою заповѣдью закона Божія.

II. а) Десятая заповѣдь, запрещающая нечистыя мысли и желанія, служитъ, бр. мои, дополненіемъ всѣхъ остальныхъ. Она объясняетъ намъ, что Богъ требуетъ отъ насъ не только внѣшней добродѣтели, но и внутренней чистоты; Онъ требуетъ отъ насъ жертву нашей воли, отъ которой происходятъ дурные поступки. Человѣческіе законы могутъ запретить только преступленія, видимыя на глазъ; человѣческія же мысли внѣ ихъ власти.

Сердце падшаго человѣка похоже на галлерею нечистыхъ представленій, подобную той, которую съ ужасомъ увидѣлъ пророкъ Іезекіиль. Но все окутано для насъ непроницаемой тьмой. Это скрыто отъ чужого глаза въ таинственной глубинѣ личности, которая въ каждомъ изъ насъ образуетъ какъ бы островъ, окруженный несудоходнымъ моремъ. Никто не можетъ ни взойти на него, ни подойти къ нему. Одинъ святой Законодатель можетъ превратить это обиталище и источникъ нечистыхъ желаній, эту мерзость въ очахъ Господа, въ Свое святилище. Одинъ Господь можетъ изречь законъ, запрещающій не только проступокъ, но и пожеланіе сердца.

б) Десятая заповѣдь учитъ насъ, что Богъ требуетъ повиновенія, не только наружнаго въ обрядахъ, но и сердечнаго.

Соломонъ говоритъ о лицемѣрѣ: «каковы мысли въ душѣ его, таковъ и онъ» (Притч. XXIII, 7). «Господь знаетъ мысли человѣческія» (Пс. ХСІІІ, 11). «Господь испытуетъ всѣ сердца и знаетъ всѣ движенія мыслей» (1 Пар. XXVIII, 9).

Фарисеи учили людей довольствоваться внѣшней чистотой чаши и блюда. Но этотъ законъ, требующій внутренняго чистосердечія, могъ бы научить ихъ тому, что для Бога эти внѣшніе обряды просто омерзительны, когда ими замѣняютъ правосудіе, смиреніе, любовь. Даже язычники признавали, что Богу угодно только послушаніе самаго сердца. Ихъ философы учили:

«Нечестіе и несправедливость находятся въ помыслахъ» (Аристотель).

«Человѣкъ, задумавшій преступленіе, виноватъ такъ же, какъ и совершнвшій его» (Ювеналъ)

«Завистливый взглядъ на чужую собственность подобенъ хищенію» (Ксенократъ).

в) Эта заповѣдь предупредительно благодѣтельна; она милостиво предназначена, чтобы спасти насъ отъ ошибокъ. Ея цѣль не стращать насъ, а воспитать. Подобно проблеску изъ вѣчности, она открываетъ намъ, гдѣ и какъ должны мы достигнуть единственной цѣли нашей жизни. Она говоритъ намъ, подобно пророку, сказавшему Іерусалиму: «смой злое съ сердца твоего, Іерусалимъ, чтобы спастись тебѣ: доколѣ будутъ гнѣздиться въ тебѣ злочестивыя мысли?» (Іер. IV, 14). А Соломонъ говоритъ: «больше всего хранимаго храни сердце твое, потому что изъ него источники жизни» (Притч. IV, 23). Да, вотъ гдѣ затрудненіе: легко быть внѣшнимъ образомъ почтеннымъ, легко придерживаться буквы закона, — но повиноваться всѣмъ сердцемъ, всѣмъ умомъ, всей силой, вполнѣ, безъ всякаго ограниченія въ пользу любимаго грѣха, придерживаться св. закона Божія постоянно, во время своенравнаго отрочества, пламеннаго юношества, подверженной искушеніямъ возмужалости, разочарованнаго возраста — кто изъ насъ такой честный и совершенный человѣкъ?

г) Эта заповѣдь показываетъ намъ, что нельзя вылѣчить ни одной болѣзни, не устранивъпричины ея.

Можетъ ли загрязненный источникъ доставлять чистую воду? Даетъ ли испорченное дерево хорошіе плоды?

Ахъ, братіе-христіане, сыны православной церкви, нужно бросить цѣлительную соль въ журчащій ключъ, а то рѣки, вытекающія изъ него, будутъ полны смертоноснымъ ядомъ. Нужно вырыть корни испорченнаго дерева, а не только отщипнуть его бутоны и срѣзать его вѣтки.

Когда мы бросаемъ застарѣлые грѣхи, то совершаемъ великій подвигъ, но этого еще не достаточно. Мы должны бросить не только самый грѣхъ, но и всякое поползновеніе. къ нему. Если мы въ глубинѣ своего сердца продолжаемъ любить грѣхъ, то мы не преобразились. Мы должны сдѣлаться мертвыми для грѣха. Св. ап. Павелъ подразумѣвалъ это, когда, мучимый тоской собственнаго опыта, онъ говорилъ, что мы должны совершить обрѣзаніе надъ самимъ сердцемъ; что мы должны распять плоть нашу съ ея страстями и вожделѣніями; что мы должны умертвить дѣянія нашего тѣла, умертвить члены наши на землѣ, нечестивыя желанія, алчность — подобіе идолопоклонства, такъ какъ за всѣ эти дѣла на сыновъ непокорныхъ возстанетъ гнѣвъ Божій. Вотъ необходимо какое обрѣзаніе и вотъ какіе дурные порывы должны быть изгнаны изъ насъ духомъ І. Христа. Вожделѣніе плоти, развращенность нашихъ тѣлесныхъ желаній, — сладострастіе глазъ, тщеславныя желанія и страсти ума, — хвастовство въ жизни, наше поклоненіе маммонѣ, наше себялюбіе, наша надменность, наше пустое тщеславіе — вотъ что необходимо искоренить (Рим. II, 29. Дѣян. VII, 51).

Мы должны поднять сѣкиру этой заповѣди на самые корни упомянутыхъ пороковъ, т. е. на нечистыя желанія, нашего сердца. Св. пророкъ и боговидецъ Моисей такъ же говоритъ намъ, какъ и І. Христосъ, что пока не отсѣчемъ ихъ и не бросимъ, мы не преобразимся и не спасемся (Мѳ. XVIII, 8).

д) Быть можетъ, вы думаете: «что худо-то въ одномъ желаніи? Что можетъ быть дурного въ неосязаемой мысли?» Отвѣтъ двоякій. Во-первыхъ, это неосязаемое желаніе, какъ вы говорите, имѣетъ для Бога большое значеніе. Его видятъ и слышатъ на небесахъ, и на небесахъ мы должны искать прощенія. Во-вторыхъ, когда лелѣешь порочную мысль, то она становится плодовитой матерью всѣхъ грѣховъ — это яйцо, изъ котораго вылупляется ехидна. Грѣховные помыслы предвѣстники грѣховныхъ дѣлъ. Грѣшное любопытство, скрытое подъ образомъ невиннаго ребенка, останавливается на границахъ искушенія и раскрываетъ двери къ грѣху; когда оно достигаетъ своей цѣли, то преображается въ огромнаго великана передъ тайнымъ, робкимъ, краснѣющимъ вѣроотступникомъ и раскрываетъ двери ко множеству случаевъ нравственныхъ паденій.

Какой грѣхъ въ одномъ, напримѣръ, нечистомъ взглядѣ, желаніи и помыслѣ? Но, вѣдь, они вовсе не такъ безвинны. Отъ этихъ горькихъ корней берутъ свой сокъ и свое питаніе виноградныя лозы Содома и грозды Гоморры. Нечестивый взглядъ Давида на Вирсавію (2 Цар. XI, 3), когда онъ прогуливался по дворцовой кровлѣ, — грѣшные помыслы Ахара (Нав. «VII, 21) утаить цѣнныя вещи (одежду, серебро и золото), — грѣшныя желанія Ахава (3 Дар. XXI) завладѣть виноградникомъ Навуѳея — развѣ они не были причиной многихъ золъ? Во-первыхъ, вожделѣніе повело къ прелюбодѣянію; во-вторыхъ — къ кражѣ, въ-третьихъ — къ убійству.

Единственный способъ освободиться отъ грѣха, это послѣдовать увѣщанію святого апостола Іакова: «очистите руки, грѣшники, исправьте сердца, двоедушные» (Іак. IV, 8).

Мы не должны допускать и мысли, что Богъ въ этой заповѣди назначилъ намъ неисполнимую задачу. Намъ не особенно трудно устоять противъ дурныхъ началъ, всею силою воли заглушить первые зачатки ихъ наклонностей. Когда же они облекутся въ дѣло, то ихъ не такъ легко побѣдить.

 

 

е) Раньше, чѣмъ совершить проступокъ, мы должны пройти черезъ четыре періода, борьба въ которыхъ постепенно увеличивается, такъ какъ съ каждымъ періодомъ требуется болѣе устойчивости.

Въ началѣ является туманная мысль о грѣхѣ; если не поспѣшимъ изгнать ее изъ нашего ума, то мы задумываемся и развлекаемся ею.

Затѣмъ входимъ въ собесѣдованіе съ нечистою мыслію и начинаемъ испытывать пріятное ощущеніе; хотя законъ запрещаетъ это, и совѣсть напоминаетъ намъ о законѣ, но появляющаяся страсть подкупаетъ разумъ и заставляетъ его подать голосъ о согласіи на грѣхъ.

Далѣе, чувственность начинаетъ угнетать волю, безъ свободы которой и совѣсть безсильна, а затѣмъ уже грѣхъ будетъ совершенъ.

Еще можно назвать счастливымъ человѣка, умѣющаго остановиться на первомъ грѣхѣ; второй совершается уже гораздо легче перваго; поэтому, если Богъ, по особой милости, не устранитъ поводъ къ искушенію, то одно паденіе легко превратится во множество паденій. Когда человѣкъ пріучается къ нарушеніямъ, то ему становится въ тысячу разъ труднѣе разбить тѣ желѣзныя оковы, въ которыя привычка заковываетъ грѣшное тѣло и грѣшную душу. Тотъ, кто захочетъ выиграть самое легкое сраженіе, долженъ одержать побѣду надъ помыслами своего сердца, т. -е. изгнать ихъ прежде, чѣмъ они возбудятъ чувства, противъ которыхъ труднѣе устоять.

ж) Десятая заповѣдь останавливается, главнымъ образомъ, на внѣшнихъ видахъ вожделѣнія: на алчности, которая есть не что иное, какъ идолопоклонство; на жаждѣ къ наживѣ, противъ чего она особенно предостерегаетъ, на любви къ золоту и т. п. нечистыхъ стремленіяхъ грѣшнаго нашего сердца. Не страшно ли и подумать, что смертный грѣхъ Іуды произошелъ изъ алчности? Даже апостолъ могъ прельститься наживой. И не видимъ ли мы въ каждомъ поколѣніи ужасныя доказательства того, что «корень всѣхъ золъ есть сребролюбіе» (1 Тим. VI, 10)? Не грустно ли думать, что многіе жевщины и мужчины, пользующіеся большой славой и высокимъ положеніемъ, что многіе юноши и дѣвицы съ большими дарованіями въ нѣсколько мѣсяцевъ разорились изъ-за желанія скорѣе разбогатѣть, не брезгая никакимъ грязнымъ способомъ? Нельзя ли примѣнить это нравоученіе, напримеръ, къ Москвѣ и другимъ нашимъ городамъ? Не слѣдуетъ ли намъ опасаться, что алчность упадетъ на насъ, подобно звездѣ «полынь» (Откр. VIII, 11), какъ сказано въ Апокалипсисѣ, и отравитъ наши рѣки своей смертоносной горечью? Не грозитъ ли намъ страшное соперничество между различными сословіями, изъ-за себялюбивой пышности одного и горькой зависги другого?

Эта заповѣдь говоритъ современнымъ богачамъ: «чѣмъ хочешь быть, свободнымъ христіаниномъ, или рабомъ маммоны? Защитникомъ міра или его разрушителемъ? Примѣромъ для всего міра, или его вьючнымъ животнымъ? Ты съ каждымъ днемъ становишься богаче. Но вѣдь благосостояніе не значитъ богатство, а лишь довольство. Поэтому, горе тебѣ, переставшему быть довольнымъ, когда прибившія волны богатства превращаются въ огненныя озера опьяняющихъ напитковъ или въ пѣну себялюбивой наживы. Если это такъ, то твоя слава тоже исчезнетъ, какъ краса Тира, и все состояніе твое разрушится, какъ венеціанскіе дворцы».

Милліонамъ нашихъ братій, въ эту минуту, нервно истощеннымъ, ослѣпленнымъ и опьяненнымъ неутолимой жаждой наживы, продающимъ честь и честность, чтобы разбогатѣть, уклоняющимся передъ Богомъ изъ-за денегъ, — всѣмъ имъ десятая заповѣдь говоритъ: ищите настоящее богатство, — старайтесь въ Бога богатѣть (Лук. XII, 21). Чтобы преобразиться, тебѣ нужно снова открыть истинное значеніе жизни, слѣдуя ученію Господа: «смотрите, берегитесь любостяжанія, ибо жизнь человѣка не зависитъ отъ изобилія его имѣнія» (Ст. 15) (См. Дух. -нравств. бесѣды Фаррара).

з) Эта заповѣдь, кромѣ того, учитъ насъ самой плодотворной дѣятельности — самоотверженію, дающему полное счастіе. Внѣшнимъ признакомъ этой высокой добродѣтели служитъ наша безропотность. Человѣкъ, переставшій желать, будетъ счастливъ своимъ воздержаніемъ; человѣкъ несребролюбивый будетъ радъ давать съ разумной щедростью; христіанинъ, возлюбившій всѣмъ сердцемъ своимъ Бога и ближняго какъ самого себя, будетъ уже здѣсь на землѣ предчувствовать небесное блаженство, — онъ увидитъ скоро, что въ этомъ возможное для него на землѣ счастіе.

Сила чистой любви изгоняетъ низшія страсти. Жизнь святыхъ бросаетъ презрительное молчаніе на золото. И какъ велика ихъ награда? Они возвышаются надъ низкими искушеніями, которыя окружаютъ трудящуюся и томящуюся толпу.

Одинъ святой говорилъ: «я не имѣю времени разбогатѣть». Другой святой оставлялъ свои деньги на окнѣ, на лѣстницѣ, чтобы кто-нибудь взялъ ихъ; иногда онъ покрывалъ ихъ пылью, говоря: «пепелъ къ пеплу, пыль къ пыли». Подобныхъ примѣровъ можно весьма много найти въ «Древнемъ патерикѣ», «Достопамятныхъ сказаніяхъ о подвигахъ св. и блаженныхъ отцевъ», въ «Лугѣ духовномъ», житіяхъ святыхъ и т. п. духовныхъ книгахъ, которыя, при всей своей душеполезности, къ глубокому сожалѣнію, очень мало извѣстны между нами.

III. Братія-христіане! душа счастлива только съ Богомъ. Душа слишкомъ божественна, чтобы продавать ее за дурныя мысли и желанія, которыя или истлѣваютъ, превращаясь въ оскверненный дымъ, или же переходятъ въ дѣйствія и мучатъ грѣшника своей пустотой и возмездіемъ.

Тотъ, кто все отдастъ І. Христу, получитъ все; и если кто отдастъ жизнь за Христа, всегда найдетъ ее. Недавно одинъ умирающій миссіонеръ писалъ изъ Африки домой: «скажите моей семьѣ и моимъ друзьямъ, что я счастливъ, что оставилъ все для Христа. Если бы мнѣ должно было снова совершить мою жертву, то я бы совершилъ ее не одинъ разъ, но тысячу разъ. Я не промѣнялъ бы мою участь на самыя великія блага міра». Да и можетъ ли это быть иначе?

Будемъ, православные христіане, зорко слѣдить за нашимъ сердцемъ и его чувствомъ къ св. церкви и къ ближнимъ и будемъ направлять его къ Господу, подражая въ этомъ препод. Саввѣ освященному и другимъ угодникамъ Божіимъ, всегда помнившимъ святую и великую заповѣдь Господа: блаженни чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ. (Сост. свящ. Гр. Дьяченко по указ. источн.).

 

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)


Просмотров: 266 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block title
Block title
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Форма входа

ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМ
Copyright MyCorp © 2016
Locations of visitors to this page