Photo Flipbook Slideshow Maker     


ДОБРЫЙ  САЙТ      

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2012 » Февраль » 18 » Помни час смертный
16:00:12
Помни час смертный
Помни час смертный

«Помни час смертный и вовек не согрешишь»; «Держи ум во аде и не отчаивайся», — увещевают нас Святые Отцы. Значит, надо постоянно быть готовым предстать перед Отцом Небесным. Как же правильно готовиться к этой встрече? И как заботиться о душах своих усопших близких и родных? Об этом наш разговор с настоятелем храма свв.апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке иеромонахом Нектарием (ГОЛОВКИНЫМ). 
 — Батюшка, верующий человек не должен бояться смерти. А я боюсь. Боюсь старческой немощи, болезней и боли, предшествующих смерти, но главное — боюсь момента, когда предстану пред Господом и надо будет дать ответ за все грехи, которые совершила… 
— Видите ли, смерти могут не бояться как верующие, так и неверующие, — а иначе откуда же героизм возьмётся? Кто будет совершать подвиги во время войны и в мирное время: тушить пожары, спасать утопающих?.. Но мы, христиане, знаем, что смерть — это не просто переход в мир иной, — это подытоживание нашей земной жизни, за которую мы несём ответственность пред нашим Отцом Небесным. И надо быть очень самонадеянным, чтобы не бояться Бога и, следовательно, смерти. И я боюсь смерти. Вот я овдовел год назад, и моя лучшая половина — матушка Елена — уже в ином мире, и я желаю воссоединиться с моим любимым и любящим человеком… Но как только подумаю о своей ответственности перед Богом за свою жизнь — меня берёт страх: а достаточно ли я раскаялся в грехах? Ведь истинное покаяние — это не произнесение уставных слов: «Прости, Господи, я грешен в том-то». Истинное раскаяние — это возненавидение грехов и страстей. А полностью очиститься трудно, в силу того что зачастую мы живём среди людей, которые провоцируют ко греху. Наверное, если бы мы жили в лесу, как отшельники, меньше бы грешили: не с кем ругаться, не на кого раздражаться. Правда, и эта жизнь не совсем уж замкнутая: из житий и патериков известно, что отшельники посещали друг друга, исповедовались и учились друг у друга. На что св.Мария Египетская жила уединённо, но и она, как мы знаем, удостоилась Св.Причастия. 
Апостол Павел не боялся смерти — наоборот, желал быть со Христом. Но апостол — это избранный сосуд, он всю жизнь, всего себя без остатка отдал делу служения Господу. А мы? Мы настолько ленивы, что порой не в состоянии заставить себя дойти до храма и выстоять службу. Мы ведём себя так, будто уже за-служили Царство Небесное. Меж тем многие св.подвижники говорили: «Я знаю, что умру и точно попаду в ад». Многие святые говорили, что ещё недостаточно покаялись и не готовы предстать перед Создателем. И заметьте, чем больше человек подвизается, молится и постится, чем выше его духовная зрелость, тем больше глаза его открываются на собственные недостоинство и греховность.
— Батюшка, а если человек осознал свой грех, раскаялся, вся душа исплакалась от стыда и невозможности исправить содеянное, — а рассказать на исповеди язык не поворачивается… Что делать? 
— А это ложное стеснение. Содеянный грех необходимо озвучить. Грешить ведь не стеснялся! Не греха своего человек стыдится, а огласки его. Значит, не смирился, значит, в нём есть дух тщеславия. И если в данном проступке он, может быть, и раскаялся, то впал в другой грех — гордыни. А исповедь — это не просто огласка греха, — это признание Богу, это очищение души, вот как грязное тело ключевой водой омыть. А священник… поверьте, его ничем не удивишь, и он не должен изменять своё отношение к кающемуся грешнику. 
— Мы хотим воссоединиться с теми, кто ушёл от нас в мир иной. А если, с одной стороны, я хочу воссоединиться с тем челове-ком, которого потеряла, с другой стороны, не знаю, как посмотрю ему в глаза, ведь немало неприятностей ему доставила.
— Мы туманно представляем себе загробный мир, несмотря на то что имеем откровения, видения некоторых святых. Мы лишь знаем, что есть рай и ад, что в аду есть разные ступени и в раю много обителей… Сказано: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14,2), и эти слова Христа дают нам право делать какие-то предположения. Поэтому, если у нас есть покаяние, — там любовь покроет всё, там люди по-другому всё осмысливают, с другой точки зрения всё воспринимают. Там всё выглядит в другом свете, там человек духовно прозревает и знает наши истинные чувства. Там открывается, как много искушений нас здесь одолевает, как тяжело нам их преодолеть в силу нашего несовершенства. Мы здесь очень часто бываем игрушками Сатаны. Недаром ведь прп.Серафим Саровский говорил, что если бы Господь попустил — диавол одним ногтем перевернул бы мир. 
— Если человек попал в ад, Ангел Хранитель несёт за это ответственность? Ведь он не смог направить человека на путь истинный.
— Понимаете, Ангел Хранитель имеет власть и силу от Бога охранять человека, но никто не отнимал свободу у самого человека! И потому когда мы творим зло — мы тем самым приближаем к себе беса, а Ангел Божий удаляется и плачет по нашей грешной душе, но сделать ничего не может. Человеку дана от Господа свобода выбора; если бы её не было, это был бы уже не человек, — робот. 
— Батюшка, а можно ли тело умершего человека кремировать?
— Церковь чётко говорит, что кремация не христианская традиция. Кремация распространена на Востоке, в частности в Индии, оттуда была занесена в Англию, затем распространилась по Европе. Нам, православным, обязательно нужно предать усопшего земле. Кремация означает упадок культурного и духовного уровня.
— Просто нынче дешевле родиться и жениться, чем умереть. Рождение и свадьбу можно не праздновать, а попробуй похорони, не заплатив за гроб и место на кладбище.
— В больших городах, на престижных кладбищах, — да. Там процветает узаконенное обдирание как липок людей, сражённых горем от утраты родного человека. Но, слава Богу, в России много мест, где можно дёшево похоронить усопшего, — надо только отъехать подальше от города и найти скромное, тихое сельское кладбище. Человеку после смерти не нужны роскошные памятники, гроб с подсветкой и музыкой. Телу всё равно, где лежать, — земля-матушка везде одинакова. А душе нужны не поминки с обильным угощением и водкой, не речи хмельные похвальные, — молитва нужна. Поэтому отпеть нужно во что бы то ни стало. Конечно, загробная жизнь человека зависит от того, как он прожил свою земную жизнь, но и наши молитвы чего-то стоят. Вот жил когда-то прп.Макарий Великий, который молился за всех, ушедших в мир иной. И однажды по воле Божией святой увидел в пустыне череп, который поведал ему, что даже самые лютые грешники получают некоторое облегчение от страданий благодаря его молитвам.
— А я уж грешным делом наказала дочери, как умру — кремировать, в храме отпеть заочно, а урну с прахом подхоронить в какую-нибудь заброшенную могилку, за которой потом и ухаживать.
— Пусть на деревенском кладбище похоронит. Простой гроб и машина не так дорого станут. И будет потом путешествовать на могилку мамы. Во время дороги о многом подумать успеет и помолиться. И отпеть надо не заочно, а на третий день по успении, тело-то — вот оно… Лично я предпочитаю, чтобы меня похоронили в болоте безплатно, нежели кремировали. А Господь сам выберет для наших останков участь — истлеют они, сохранятся ли… «Бог может из камней сих воздвигнуть детей…» (Мф.3,9). Из малой частицы Господь может возродить человека — ведь Господь даст нам воскресение в телах наших, наше дело — похоронить усопшего.
— А из пепла Бог разве не может возродить человека? 
— Может. Даже если от человека ни-че-го не осталось, если он сгорел во время пожара, или в авиакатастрофе, или в танке на войне, если его поглотил вулкан, съел крокодил или акула… То есть в тех случаях, где не участвует наша воля. Но если мы по своей воле, осознанно, предпочли сгореть, завещали себя кремировать вопреки нашему христианскому учению, — это совершенно другое дело. Мы не можем не по-христиански распоряжаться телом. Тело — храм души, и оно тоже освящено Таинствами — например, во время Причастия мы принимаем Тело и Кровь Господню. 
— Если я не знаю, отпевали ли умершую в другом городе родственницу, что делать? Родственница-то снится и просит отпеть. Но знаю, что она была неверующей, хотя и крещёной.
— К снам Церковь относится настороженно. Да и родственница ли являлась вам во сне?.. С другой стороны, просит-то она о деле православном — отпевании. А отпевание — это же Таинство, это ходатайство перед Богом о душе усопшего. Можно совершить заочное отпевание. И молитесь, панихиды заказывайте. Только на проскомидию нельзя подавать, коли неверующей была она, потому как на проскомидии частичку вынимают за верных. 
— Вот ситуация: в одной конторе решили, что сотрудник умер, и по доброте душевной отпели, а он живой оказался (заболел после отпуска, но не сообщил) и через неделю на работу явился… 
— Не страшно — у Бога все живы. Моего тестя отпели в 1944 году… Форсируя в Белоруссии какую-то речку, весь батальон полёг. Немцы после боя танками утюжили трупы советских солдат и заметили, что один шевелится: глаз у него выбит, руки, спина осколками гранатными искромсаны — а он отстреливается. Это был мой тесть Николай Иванович. За мужество советскому лейтенанту сохранили жизнь, взяли в плен. Тесть, поправившись, дважды пытался бежать. Ловили, но не расстреляли. Потом, когда наши войска освободили его с товарищами из плена, он ещё два ордена Отечественной войны получил — I и II степени. Но это всё было потом, а когда батальон погиб, тестя посчитали тоже убитым и послали родным похоронку. Его, как полагается, отпели. А через три года он вернулся домой. И ничего — прожил до 1994 года…
— Часто снится покойный отец, просит о чём-то… 
— Помолиться надо о душе его. Он погребён на кладбище? Вот и хорошо! А всё остальное — это уже наши фантазии. Бывают, конечно, вещие сны, но редко… Вот мне приснился сон накануне моего пострига в монашество. Я год назад овдовел и решил стать монахом. И вот снится мне моя матушка, и будто ей лет 30, хотя умерла она в 53. Рядом сын с дочерью, и будто обустраивают они дом деревянный: стены шкурят, печку подмазывают. Говорят: «Здесь ты будешь жить, это келья твоя. А по этой тропиночке будешь гулять». И показывают тропку, бегущую в лес. То есть будто они помогали обустроить мою будущую монашескую жизнь… 
— А на могиле с усопшими родными мы, бывает, разговариваем, и будто легче на душе становится. Это тоже наши фантазии или?..
— Прп.Серафим Саровский говорил: «Приходите ко мне, как к живому, и я вам помогу». То же говорил и прп.Серафим Вырицкий… Но это — святые. Что касается наших родных, возможно, с кем-то у вас было особое духовное единение, и вам необходимо выговориться перед ним, как если бы он был жив. И Ангелы Хранители наши могут донести усопшим родственникам весть о наших бедах или радостях. Но от них нам — нет. Потому что мы здесь, проживая земную жизнь, должны ещё заслужить Царство Божие и не должны иметь внешних толчков нашей вере. Впрочем, нам и так много дано: Господь Сам на землю приходил и оставил нам Своё учение, совершались и совершаются чудеса. Но многое Бог оставил сокрытым. Значит, так нужно. Вспомним апостола Фому. Он не верил в воскресшего Христа, пока не вложил персты свои в раны от гвоздей. Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20,29). Эти слова и к нам обращены, чтобы мы, «веруя, имели жизнь во имя Его»(Ин.20,31).
Что касается ушедших в мир иной сродников и друзей, наша любовь к ним должна быть жертвенной. Молитесь о них дома, в церкви подавайте на проскомидии, заказывайте панихиды — моления о прощении грехов усопших, — и не только в дни памяти и родительские субботы, приносите на канон жертву, творите милостыню. 

Адрес: 194902, СПб, Парголово, Шуваловский парк, 41. Тел. 513-87-62
Записала Ирина РУБЦОВА


Просмотров: 823 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Block title
Block title
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Форма входа



Copyright MyCorp © 2024
Locations of visitors to this page