Photo Flipbook Slideshow Maker     


ДОБРЫЙ  САЙТ      

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2011 » Март » 10 » Отечник.
15:31:14
Отечник.
Отечник.

"Запрет, бывало, нас мать, двоих малышей, в комнате и уйдет в церковь, - рассказывала одна из духовных дочерей батюшки. - Проходя по храму с каждением и увидев её, батюшка тут же строго отсылал её домой".
Одним из вопросов, которых касались батюшкины беседы, был вопрос о браке и воспитании детей. Готовящимся быть отцами и матерями и самим матерям и отцам он указывал, что вопрос о христианском браке и христианском воспитании в наше время, время отрицания всего на свете, является самым злободневным и важным: "Вступая в брак, христианские родители должны думать не только о своем личном счастье, но и о будущем своих детей, о том, чтобы воспитать в них христиан, полезных Церкви и обществу. Но, к сожалению, многие родители совсем не задумываются над воспитанием в своем ребенке человека-христианина. Они думают о его будущности в сферах внешних отношений, представляют его врачом, инженером, литератором, отдают его в соответствующее учебное заведение и думают, что этим ограничивается их забота о ребёнке. Но в то же время мы видим, как часто в жизни внутренней, духовной дети предоставлены или гувернанткам, или самим себе. Не говоря уже о том, что многие дети вырастают буквально на улице; даже те, на которых обращено внимание родителей, подвергаются сплошь и рядом влиянию окружающей среды, дурных товарищей и постепенно сходят с нормального пути развития.
Откуда это множество мальчиков, с тринадцати-четырнадцати лет пьющих, курящих, развратничающих? Откуда эти девочки, едва вышедшие из пеленок и уже накрашенные, нарумяненные, подвитые? Это плоды небрежного отношения родителей к воспитанию. Сколь же гибельно это отзывается на Церкви, которая в каждой вновь появившейся на свет человеческой душе чает видеть ревностного и усердного сына своего?"
По мнению батюшки, в этом сложном и трудном деле воспитания не должно быть как нерадения, так и чрезмерной строгости и сухости. Он поддерживал это мнение многочисленными и сильными примерами и из воспоминаний своего детства и своей матери, и из личного опыта и практики. Он постоянно говорил, что созидающим началом должна быть любовь и чуткость матери к своим детям. Мать должна быть первым и верным другом своего ребенка; истинная любовь всегда найдёт верный путь к детской душе, не давая ей замкнуться, но и не потакая дурным наклонностям.
Воспитание, говорил батюшка, должно быть христианским, с одной стороны, и церковным - с другой. Мало внушать ребёнку понятия о Боге и бессмертии, стараться возгревать в нём чувство долга или говорить о необходимости любви к Богу и людям. Все это очень трудно достигается без параллельно идущего воспитания церковного. Богослужение, оставляя глубокие следы на впечатлительной детской душе, придает отвлечённым богословским истинам окраску реальную, жизненную, делает их более близкими и понятными. Воспитанный таким образом ребёнок, знакомый с Господом чуть не с колыбели, может с большей смелостью и уверенностью отправиться в жизненный путь, нежели ребёнок, не знавший Господа в детстве. В душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не может, и, хотя бы в будущем он и уклонился от правого пути, рано или поздно семена истины, посеянные в нем заботливой любовью родителей, возбудят его от сна греховного и приведут к утерянному эдему.
Но для того, чтобы воспитывать детей как должно, родителям следует взглянуть и на свой брак с чисто христианской точки зрения. В чём неудачность и кратковременность современных браков? Батюшка утверждал, что в том, что, ища брачного сближения, люди думают только о себе, о своем личном счастье. Мужчина видит в жене только женщину, доставляющую ему чувственные наслаждения, и весьма часто закрывает глаза на неё как на человека, друга, мать. Женщина тоже выходит замуж или по слепой страсти, которая весьма скоро угасает, или же по расчёту. Этот эгоизм, проникший все слои нашего общества, и служит причиной столь частых семейных драм и разводов. Молодой человек, говорил батюшка, который хочет жениться, должен помнить, что брак есть крест, что ему вручается слабый, немощный сосуд - жена, которую он должен беречь и хранить для своего потомства. Цель брака прежде всего в рождении и воспитании детей. Для несения креста брачного муж и жена должны отбросить свои эгоистические счёты и жить во имя и для своих детей. Протоиерей Александр Мечев


Иеромонах Серафим (Роуз)

Иеромонах Серафим (Роуз
Иеромонах Серафим (Роуз)


Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребёнком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания... Возможно, это случается не во всех семьях и не всё время, но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребёнка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребёнка.
Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьёзного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.
В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу - и в религии (это легко разглядеть в распространённых уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному "святому");  в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.
Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днём, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей; изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Всё, что ребенок узнаёт в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребёнком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребёнок получит неверное образование.
Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и чётко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании.
Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами - и всему этому давать христианскую оценку.
В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.
Остриё удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребёнка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.
Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире - это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают своё Православие, создаётся впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают...
И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях всё, что есть в нём положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.
Ребёнок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под её влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет её к принятию духовных впечатлений.
Ребёнок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший её воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешёвых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.
Ребёнок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращённым современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.
Ребёнок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за "учителями" века сего.
Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь - лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.
В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определённое религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.
Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; всё лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.


Просмотров: 973 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Block title
Block title
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа



Copyright MyCorp © 2024
Locations of visitors to this page