О Великом четвертке Всенощная накануне Великого четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды. На Всенощной читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере, и все песнопения службы посвящены ей. Вот о чем говорит Тропарь Великого четверга: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». В апостольском чтении изображены как установление таинства, так и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его. Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и 'последовавших за Тайной вечерею, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна. Созерцая Спасителя уже в последние пред страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему, но, зная, Кто этот Страдалец и зачем и за кого Он идет на смерть, Святая Церковь дает не менее места и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его. С особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготерпением Спасителя - с другой, Святая Церковь восклицает: «Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко отрастем уготовляют: Господи долготерпеливо! велея Твоя милость, слава Тебе!» Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами. «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
В Великий Четверг вечером служится утреня
Великой Пятницы. На этой службе читаются «12 Евангелий», то-есть 12
частей из четырех Евангелий в которых описываются страдания Иисуса
Христа перед распятием. Во время чтения Евангелий, все стоят с
зажженными свечами, а колокол звонит число которое соответствует
читаемому Евангелию. Итак читаются следующие «Евангелия»:
- 1-е Евангелие: От Иоанна 13:31-18:01
- 2-е Евангелие: От Иоанна 18:01-28
- 3-е Евангелие: От Матфея 26:57-75
- 4-е Евангелие: От Иоанна 18:28-19:16
- 5-е Евангелие: От Матфея 27:03-32
- 6-е Евангелие: От Марка 15:16-32
- 7-е Евангелие: От Матфея 27:34-54
- 8-е Евангелие: От Луки 23:32-49
- 9-е Евангелие: От Иоанна 19:25-37
- 10-е Евангелие: От Марка 15:43-47
- 11-е Евангелие: От Иоанна 19:38-42
- 12-е Евангелие: От Матфея 27:62-66
После 8-го Евангелия читается Канон, потом поется умилительный
«Ексапостиларий». В нем вспоминается как Иисус Христос, простил
разбойника который был распят вместе с ним, потому что в последнюю
минуту перед смертью он покаялся. Это песнопение поется раз в году.
Обыкновенно начинает петь соло, потом поет трио, а потом хор - все
поется три раза. К этому трогательному моменту, хор подготавляется, а
молящиеся с нетерпением ожидают что же это им приготовил на этот раз их
любимый регент. Во время этого пения у молящихся часто видны слезы
умиления:
«Разбойника благоразумнаго
во единем часе раеви сподобил еси Господи:
и мене древом крестным просвети и спаси мя.»
Богослужение состоит из ектений, песнопений и самое главное из чтений
12-ти Евангелий. Во время чтения, молящиеся стоят с зажженными свечами и
следят по своим Евангелиям (маленького формата) за текстом который
читает священник. Это богослужение может быть понятно и для не говорящих
по-русски так как они могут следить по Евангелию на своем языке.
После богослужения все подходят к Распятию и сделав три земных поклона,
лобызают его и уходят из церкви. Существует обычай отнести с собой свечу
с пламенем (с которым вы простояли всю службу) из церкви и на пороге
дверей в свою квартиру, наверху начертать дымом от огня крест. Для этого
конечно нужно приготовить какой-нибудь закрытый от ветра фонарик,
который будет безопасно нести домой.
|