«Небо ничем внешним не заменить...» - 25 Января 2012 - Б Л О Г - ДОБРЫЙ САЙТ


                                                                           

  Photo Flipbook Slideshow Maker  


ДОБРЫЙ  САЙТ 

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 758
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2012 » Январь » 25 » «Небо ничем внешним не заменить...»
22:46:57
«Небо ничем внешним не заменить...»

«Небо ничем внешним не заменить...»

Иеромонах  Роман 
(Матюшин)
Ольга 
Надпорожская
,

Русская народная линия



24.01.2012




Беседа с монахом и поэтом …




Иисус же, услышав
это, сказал им: 



не здоровые имеют
нужду во враче, но больные



Мф. 9, 12



 



Иеромонах Роман (Матюшин)24 января 2012 года за вклад в русскую поэзию иеромонаху
Роману (Матюшину) будет вручена литературная премия святого Александра
Невского. Об отце Романе не хочется говорить лишних слов, потому что вполне
достаточно его собственных. В девяностые годы мы покупали в церковных лавках
кассеты с портретами задумчивого монаха в чёрной скуфие. Его тихие песни под
гитару открывали для нас таинственную красоту духовной жизни, Священного
Писания, Церкви, самой России. В этих песнях не было избыточной сладости, а
были печаль и любовь к Богу, которая оказалась сильнее любой другой. Затем
пришло время поэтических сборников, и оказалось, что на бумаге строчки отца
Романа «звучат» не хуже, чем в авторском исполнении, а это нечасто бывает у
поющих поэтов.



С годами стихи иеромонаха Романа стали менее эмоциональными,
но более ясными, прозрачными, совершенными по мысли. Они и были, и остаются
настоящей поэзией - не менее подлинной, чем поэзия Пушкина, Лермонтова или
Есенина.



 



* * *



Растленье духа не врачуют годы.



Неисцелим презревший врачевство́.



И старость, семенящая за модой,



Уничижает наше естество.



 



Любое время - слово жизни-песни.



Осмыслив песнь, уже не отвращусь



Морщин ли, седины́ или болезни:



Безблагодатной старости страшусь!



 



Иеромонах Роман
(Матюшин)



9 января 2012 г., скит Ветрово



 



- Отец Роман, Ваши слушатели и читатели знают, что Вы
много лет живёте на Псковщине, в скиту Ветрово. Расскажите, пожалуйста, об этом
ските поподробнее. Где он находится? Какая природа его окружает? Что за храм,
что за дома в этом скиту?



Скит Ветрово- Уже и не припомню, когда здесь поселился. Раньше тут был
хутор, стояло несколько домов. По приказу свыше заставили всех перебраться в
центральное село. И только лесник не мог разобрать свой дом: строил он его на
совесть, из отборного леса, на шипах. Пришлось ему продать этот дом отцу
Досифею - великому подвижнику. Когда он утонул, дом этот выкупил у его дочери
отец Никита, а лет через десять, уже у отца Никиты, купил я. Место очень
уединенное, попасть в скит можно только на лодке, а зимой надо идти лесом и
болотом. До ближайшей деревни три километра, а через пять километров, вниз по
течению, есть еще несколько домов. Река, болота, лес, дом, Храм - и никого
вокруг до горизонта. Полнейшее уединение! Разве это не Милость Божия?



- В Ваших стихах состояние лирического героя часто
раскрывается через образы природы. Что для Вас природа? Зеркало, в котором
отражается душа? Свидетельство Божиего присутствия в мире?



- Зеркало всегда отражает то, к чему направлено. Красота
Божьей природы - последняя нить, связывающая человека с Богом. Как-то в поезде
пожилая попутчица обратилась ко мне: «Человек я абсолютно нецерковный, очень
люблю быть в лесу, чувствую его, мне там хорошо». Я ответил, что лес - ее
последняя соломинка, и, если она не заменит Творца тварным, то придет к Богу.
Очень надеюсь, что так и произошло.



- Мы живём в городе, где почти нет деревьев, и даже небо
видно с трудом. Чем можно утешиться городскому жителю, который так хочет, но
почти никогда не может вырваться за город?



- Без деревьев прожить можно, вспомните святого Иоанна
Крестителя. А вот небо ничем внешним не заменить. Но как бы оно ни было
прекрасно, Царство Божие внутри нас. Мне трудно представить себя живущим даже в
селе, не то, что в городе, но даже в городе смог бы выжить - в домике возле
Храма.



- Издалека трудно судить о жизни деревни. В книгах мы
читаем о том, что деревня вырождается, что поля стоят непаханные, дома -
заколоченные, а немногочисленные жители спиваются. Так ли это на самом деле?



- К великой скорби, это так. Однажды поехал к знакомому
иерею, он служит в сорока-пятидесяти километрах, если по прямой. Взял с собой
фотоаппарат и поехал. Проехали большой поселок, стоят каменные двухэтажные
здания, многие без окон, без дверей. Редко где за стеклом увидишь занавеску -
жизнь еще теплится. Про коровники и говорить нечего - одни стены.
Нафотографировался... потом отлеживался не один день. Всюду ли так? Нет, под
городом Остров построена хорошая ферма. Все новенькое. В Пскове диктор
телевидения, не без гордости за «процветающую Псковщину», объявил, что на той
ферме будут разводить модифицированных коз - с человеческими генами... Уж лучше
разруха, чем современное людоедство.



- И в то же время говорят о том, что в России происходит
духовное возрождение, что люди потянулись в храмы. Наблюдаете ли Вы это
возрождение? Идут ли люди в глубинке к исповеди и Причастию?



- В городских Храмах приток верующих более заметен, а в
деревнях беда, не всякий и выживет на пенсию. Коров никто не держит, продукты
все, кроме картошки, из магазина, а еще нужно отрывать от пенсии на дрова. Две
машины дров - это несколько пенсий. Отпевание - самая распространенная треба.
Трудно говорить о духовном возрождении в вымирающих деревнях.



- Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о том, что Вы
читаете.



- Сейчас читаю А.
П. Лебедева «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви». Очень
отрезвляет деятельность некоторых императоров! Один самовластно канонизирует
своего покойного сына-отрока, другой - своих покойных жен, строит и посвящает
им храмы (причем одна была злого нрава и непотребного поведения), третий хотел
поставить Патриархом своего сына - 12-летнего отрока, и поставил, как только
ему исполнилось 16 лет. Никому в Византии скучно не было. И турки не просто так
объявились.



- Что Вы считаете неприемлемым в современной
«православной литературе»?



- Вот и Вы прибегли к кавычкам, говоря о современных
изданиях. К сожалению, не только в обычных магазинах невозможно купить продукты
без вредных примесей. Все нужно просеивать, просеивать и просеивать! Часто
видишь, как желаемое выдают за действительность. И что только не пишут! Вот,
процитирую на память высказывание одного архиепископа о своем духовнике: «...
это был непревзойденный духовник!» Не о танцоре же речь! Вслушайтесь, сколько
гордыни в этом слове - «непревзойденный»! Уж какие раньше были духовники и старцы
- никто так о них не писал. Может, опасались, что придет некто и превзойдет?
Потеря трезвости - бедствие современных писателей. А какие названия! «Записки
бывалого монаха»!



- Отец Роман, скажите, пожалуйста, несколько слов о книге
«Моления на озере» святителя Николая Сербского. Близка ли она Вам?



- Люблю Сербию,
переживаю за ее народ, не хотел бы никого задеть неосторожным словом, но раз
спросили - отвечу: именно к этой книге душа не легла.



- А какое произведение сербской литературы Вам близко, и чем?



- Никакому автору не выразить душу народа так, как это
делает народная песня. Осенью были в гостях у молодого священника, отца Бояна.
Когда его матушка Сашко стала петь сербские народные песни, песни-притчи, песни
о Косово, сердце сжалось от боли за этот народ: плачет Сербия в этих песнях.



- Какой образ жизни должен вести человек, который считает
себя писателем, поэтом? От чего воздерживаться, к чему стремиться?



- Христианину подобает христианский образ жизни, кем бы он
ни был - писателем, поэтом. Всем даны Заповеди Христовы, никто не имеет
привилегий на их нарушение. Воздерживаться нужно от всего, что питает и
разжигает страсти. Каждый творческий человек должен свое творчество сделать
сетью для утопающих, а не паутиной для собирания жертв охотнику за душами.
Нужно помнить, что все возвращается на нас, и возвращается седмерицею. Растлевающий
растлевает в первую очередь себя.



- Отец Роман, а как узнать - есть ли благословение Божие
на твой труд?



- Господь благословляет собирать, а не расточать, восходить,
а не нисходить. Если наш труд соответствует собиранию и восхождению - мы делаем
Божье дело. Но ведь мы то собираем, то расточаем, то восходим, то кубарем
скатываемся - человек очень слаб, ничтожен и жалок, когда надеется на себя.
Сейчас век прелести. Жить нужно как можно проще, проверяя свои труды и поступки
голосом совести.



- Как Вы думаете, может ли существовать творческий блуд?
Например, когда художник создаёт несколько произведений на продажу и попутно
пишет то, к чему по-настоящему лежит его душа?



- Блуд, блуждать -
однокоренные слова. Когда художник пишет на продажу и не прилагает сердца, он
превращается в ремесленника. Можно ли с соринкой в глазу любоваться красотой
природы? А когда в глазах одни денежные знаки, как отобразить эту красоту?



- Отец Роман, можно ли научиться видеть красоту и
осмысленность в самых обыденных, повседневных делах и предметах?



- Кажется,
японская поговорка гласит: «Трудно отыскать черного кота в темном углу,
особенно когда его там нет». Обыденные повседневные дела и предметы очень
разнообразны. Не посоветовал бы ежедневные будни превращать в праздники, иначе
праздники станут буднями. Будни - наше крестоношение, где праздники -
кратковременная передышка. Никакая картина не заполняется одной краской, в
противном случае, она превратится в псевдопроизведение. Человечество уже
«осчастливлено шедевром» - черный квадрат.



- Можно ли сказать, что жизненный путь человека, в том
числе монаха, - это своего рода творчество?



- Мы все пишем
величайшую поэму своей жизни. Жизнь каждого человека - его самое правдивое
произведение, даже если по жизни он прошел закоренелым обманщиком.



- Много лет назад в одной из песен Вы сказали: «Виделась
в чёрном моя Родина». Россия по-прежнему видится Вам в траурных одеждах?



- Да, для радости
очень мало поводов. Тучки все ближе и ближе, чернее и чернее. Безбожники,
язычники, сектанты всех мастей, сатанисты, антинародная власть, ветхозаветный
плен, враждебность соседей - длинный перечень. Да и сами себя уничтожаем всяким
зельем и пойлом. По-человечески - выхода нет, тупик! Что можем сделать? Искать
выход, главное - поднять глаза и воздеть руки: «Горе́ имеим сердца!» Что
невозможно людям, возможно Богу.



- Мы не сомневаемся в том, что монашество горячо молится
за Россию. Но могут ли помочь России наши мирские молитвы? Мы и на словах
сосредотачиваться не умеем, и ленимся, и вообще - совсем другим занимаемся...



- Как бы сказали
сербы: «И ми такође!..» Но для того, чтобы горячо молиться, сначала надо стать
монахами. Монашествующих сейчас много, а кто из них монахи - один Господь
знает. Мы порою очень похожи на ряженых... Все мы больны, очень больны! 



Беседовала Ольга Надпорожская, специально для РНЛ



 



* * *



К монаху соблазнитель
подступил:



Убей, иль
блудодействуй, иль напейся!



Напился,
блудодействовал, убил!



Известно, как веревочка
не вейся...



 



Не станем дале умножать
глагол



И упражняться в
помыслах пустейших...



Кто выбирает меньшее из
зол,



Тот отдает себя во
власть лютейших...



Иеромонах Роман
(Матюшин)



 



2 января 2012 года,



дорога Ветрово -
Боровик


Просмотров: 372 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block title
Block title
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Форма входа

ПСАЛТИРЬ ПОСЛУШАТЬ 20 КАФИЗМ
Copyright MyCorp © 2016
Locations of visitors to this page