В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поётся и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остаётся для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после чесов, перед Литургией вносится обратно в алтарь Поэтому третье воскресенье и четвёртая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ Господь сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свои, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Что значит крест свой? Почему этот крест свои, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым? Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои. Крест свoii: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои. Крест свой: греховные недуги или страсти, которые у каждого человека – свои. С одними из них мы рождаемся, другими заражаемся на пути земной жизни. Крест Христов – учение Христово (Псал. 118, 38, 120). Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов. Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что ученик Христов твёрдо убеждён, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на Небе. Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его(Гал. 5, 24). Святитель Игнатий (Брянчанинов) СИЛА КРЕСТА Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада её, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотню и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, – взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с её страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать её в страстях её и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, – как бы так вещает нам Господь со Креста, – что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесёте некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более её услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский ВСТАНЕМ СЕЙЧАС ПОБЛИЖЕ КО КРЕСТУ …Мы имеем Крест Христов как знамение нашего спасения. Он вселяет в сердце даже самого великого грешника надежду на прощение и спасение. Какие бы тяжкие тайные грехи ни носили мы в душе своей, станем сейчас поближе ко Кресту. Станем с глубокой верой потому, что «множество содеянных нами лютых» грехов теперь не может приводить нас ни в сомнение, ни в отчаяние. Но для этого мы должны подражать благоразумному разбойнику в покаянии и Христу Спасителю в прощении тех, кто нас обидел. Без этого не дерзнем обращаться с мольбой ко Кресту. Не на одного только отвергшегося Петра смотрит с укором Господь. Вместе со Словом Божиим в сердце каждого человека проникает взор Христов. Он смотрит в душу человека, называющего себя верующим, но своей жизнью не свидетельствующего о Боге. Глубоко смотрит в наши души Господь, вновь распинаемый нашими грехами и оскудением любви и преданности Ему. В Его взоре нет гнева, нет угрозы, нет даже упрёка, а одна бесконечная любовь, одна бесконечная жалость к состоянию нашего сердца. И если сохранилась в нас хоть искра веры в Бога, хоть немного любви к Нему, то мы можем почерпнуть в этом взоре то, что почерпнул Пётр, – раскаяние и силу стать истинными свидетелями Господа Иисуса Христа. Тогда один только взгляд на Крест Христов может утешить нас в несчастиях, вернуть на путь истинный, если свернули с него, умирить ожесточенного, наставить неразумного. Взирая на Крест Христов, мы видим в Распятом на нём воплощение во всём совершенстве, во всём величии всех добродетелей. И пусть этот Крест будет для нас не только источником утешения и подкрепления в наших трудах и скорбях, но пусть всегда будет нашим учителем. Взирая на Крест Христов, не будем забывать о том, какой великой ценой мы избавлены от вечной смерти. Архимандрит Иоанн Крестьянкин (Из книги «Чтение на каждый день Великого поста»)
|