Когда тренирует мастер ученика боксу или борьбе, он его бьёт, бросает через себя, но ученик не обижается, зная, что мастер учит его искусству борьбы. Так и здесь: когда нам попускаются искушения, мы должны воспринимать, что это Господь Своим Промыслом устраивает нам духовное обучение для нашего усовершенствования. И тогда наши оскорбители, поносители, клеветники или грабители оказываются для нас благодетелями, т.к. они израбатывают нам спасение посредством этих оскорблений, поношений, всяческих неприятностей и обид. Как в институте, когда сдаем экзамены по разным предметам: если не сдали что-то, назначают второй, третий раз пересдачу, пока мы не сдадим экзамен или зачет по тому или иному предмету. Так же и здесь: мы должны побороться с каждой страстью, должны исполнить каждую заповедь. Если нам сказано «прощайте, и простится вам», под этой заповедью надо понимать, что, следовательно, нам должны жизненные обстоятельства устроиться так, чтоб нас кто-то в чем-то оскорбил, чтобы мы имели случай кому-то что-то простить, отпустить. Так что в этом мы не должны обвинять человека – это такая наша форма обучения и совершенствования для того, чтобы мы имели случай уподобиться Христу, кому-то что-то простить, исполнить заповедь, побороться со своею страстью самолюбия и гордости и очиститься от своих прежде содеянных грехов. Самое же главное то, что мы имеем случай и честь в чём-то уподобиться Сыну Божию – и в этом наше спасение. Так что, если исходить из этого, тогда мы на своих врагов, клеветников и обидчиков будем уже смотреть другими глазами, как на своих друзей и благодетелей, которые нас спасают посредством такой премудрости Божией. Для наглядности того, что не бывает ничего случайного в жизни, расскажу такой пример. Был у нас случай – искушение среди братий же. До этого мы жили много лет с о.Н. в более-менее дружеских отношениях, хотя он, конечно, намного старше нас и к молодым относился так, что чувствовалось: мы – «совремённые и попорченные». И вот однажды произошёл такой случай: пришли мы к нему (а это было еще в советские времена)... я брал в сарае дрова и увидел там книгу. Говорю: – Что это за книга у Вас на дровнике лежит? – Да это «Протоколы» ... мне принесли, я прочитал и посчитал, что ее не стоит держать в келье. – А «Протоколы» я когда-то читал и не дочитал. Благословите, я прочитаю. – Да забирай ее совсем, она мне не нужна, я прочитал и выбросил ее вон на дровник! – Хорошо, благословите. Благодарю Вас. Взяли мы с братом эту книгу, сами прочитали и, решив, что она может принести пользу одному человеку, выслали ее. Тогда у нас никакой переписки и общения с миром не было, поэтому, выслав ее, вернуть уже не могли. А он где-то через год или больше потребовал книгу обратно. Я говорю: – о.Н., да как же? Я у Вас брал благословение насовсем, Вы сказали «бери ее, она мне совсем не нужна», я взял ее насовсем, прочитал и выслал... Так что я теперь вернуть ее не могу, простите! – Нет-нет, верни мне мою книгу. – Вот искушение! Да как же я Вам ее верну, о.Н.? – Где хочешь, как хочешь, а чтобы ты вернул ее мне. Думаю: «Вот искушение, что делать?» Я и так, и этак... Вернуть ее нельзя. Что делать? Через некоторое время приехал о. А. и привез несколько экземпляров таких книг. Я говорю: – У нас, мол, получилась такая неприятность, благословите нам одну книгу, мы отдадим ее о.Н. – Хорошо, бери. Отдал о.Н., он посмотрел: – Нет, это не моя. – Это не Ваша, это новая книга, но Ваша точно такая. – Нет, ты мне верни мою! Мы сразу не поняли, в чем дело, а, оказывается, враг вселил ему помысел: вдруг если нас возьмут в милицию и возьмут эту книгу, а она антисоветская в каком-то роде... – У кого взяли? – спросят. – У о.Н… Тогда привлекут Н. к ответственности, будут таскать в милицию. Ему такой помысел вселился, и он ради этого хотел вернуть именно свою книгу. А мы ему дали другую, не зная, в чем дело. Он не успокоился. Мы взмолились: «Ну, не можем мы, о.Н… ни адреса этого у нас сейчас нет, ни сами не поедем же мы… Ну, не можем отдать! Вот такая же книга!» Он говорит: «Если вы не вернете, я вас сдам». У него в милиции были знакомые, поэтому дело приняло весьма-таки серьезный оборот. Что делать?.. Видя, что сатана заварил между нами такую смуту, начали усиленно молиться и предались на волю Божию. По прошествии некоторого времени решили поступить по Евангельской заповеди «благотворите ненавидящим вас». Взяли несколько книг: старца Илиодора, «О Иисусовой молитве», ещё 2-3 книги и отдали ему. Но и после этого еще не было полного умиротворения в душе, потому что мы не знали, как правильно переносить встречающиеся искушения. Прошло около двух лет. И хоть сообщались мы не так уж часто, однако чувствовалось, что он на нас имеет недовольство, и у меня тоже на него есть какое-то недовольство (не знаю, как у брата). Не знал, как быть, что делать. «Ну, как это так? – думаю. – Старый монах, столько лет прожил в пустыне… Он должен показывать нам пример, а здесь требует книгу, которую отдал нам насовсем, да еще именно «свою»… Что же это такое?!.» Потом, когда я уже начал усердно молиться и глубже «копать» порядок этих смут (почему они возникают, на чем держатся и как с ними бороться?), тогда только уже Господь дал благой помысел (и книгу какую-то я еще прочитал), что это – мой благодетель, посредством которого Господь хочет меня вразумить и научить духовному образу мыслей и действий. Ведь до этого меня никто еще не ругал и не говорил со мной на повышенном тоне. И вот Господь хочет научить меня смиряться, терпеть, прощать, молиться за моего обидчика и исполнять прочие заповеди (в частности, заповедь: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов»). И действует он так, мой обидчик, по Промыслу Божию, являясь для меня как бы «духовным тренером». В данном случае я должен не только вернуть о. Н. книгу, но и молиться за него, благотворить ему, помогать, когда что нужно, и прочее... И только тогда, когда я воспринял своей душой глубоко, что это – мой благодетель, когда настроил свою душу так, что готов был целовать его ноги искренно, как своего благодетеля (хотя он угрожал сдать меня в милицию), и когда я пришёл к нему уже с таким расположением, то и он изменился, и всё встало на свои прежние места. Говорит: «То, что было, то забудем». И всё тяготившее исчезло. Потом он объяснил, что произошло, почему он так требовал «свою» книгу: боялся, что за эти «Протоколы» его «потянут»… Вот такую заварил враг смуту, и два года варилась эта «каша», пока не нашёлся выход из положения. Пока не начали мы учиться «обычное», «человеческое» и «житейское» воспринимать не обычно, а духовно, по-христиански. Пока не начали учиться соответственно реагировать и действовать и изо всякого случая извлекать пользу, а не соблазн и душевный вред. Так что ещё раз подтверждается, что спасение наше совершается во время скорби и искушения, а не во время благоденствия, тишины и спокойствия. Монах Константин «Из бесед с кавказским пустынником» |