Богоматерь
Оранта ("Молящаяся") - изображение Богоматери с воздетыми вверх
руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к
Богу за милостью для людей). Этот чин имеет две разновидности:
---Великая Панагия ("Всесвятая") - изображение в полный рост. На груди Богоматери в "круге славы" Христос. Чаще всего изображалась в апсиде храма.
---Богоматерь Знамение- поясное изображение.
Образ Великой Панагии:
Великая панагия,
иконографический тип Пресвятой Богородицы, представляющий собой образ
Богоматери Оранты в рост, с медальоном с Младенцем Христом перед
грудью. Такое наименование, согласно Н. П. Кондакову, связано с
надписью, сопровождающей резное изображение Богородицы на артосном
панагиаре XIV в. из монастыря Ксиропотам на Афоне.
Истоки иконографии относятся к древнейшему периоду.
Прообразом этого типа
является фреска IV в. из катакомб «Майского кладбища» в Риме, где по
пояс представлен образ Богоматери Оранты с поясным изображением
Младенца Христа без медальона, по сторонам — хризмы. Этот
иконографический тип получил распространение в визант. искусстве в
XI–XII вв. Изображение Великой Панагии часто помещалось в конхе
алтарной апсиды церквей: Панагии в Трикомо (Кипр), нач. XII в.— 1130:
Спаса на Нередице, 1199 г.; Богородицы в монастыре Студеница (Сербия),
1208–1209 гг.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 20-е гг. XIII
в., вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), ок.
1345 г., Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, XIV в.
Евхаристическое содержание
образа особенно явно выражено в русской иконе, так называемой
Ярославской Оранте (ок. 1224, ГТГ), где Младенец Христос представлен
как архиерей, благословляющий обеими руками, а ангелы в медальонах
изображены в епископских омофорах. Образы типа Великой Панагии
именуются также «Влахернитисса» (рельеф из церкви Санта-Мария Матер
Домини в Венеции, ок. 1200; икона «Богородица, с предстоящими Моисеем и
патр. Евфимием» из монастыря вмц. Екатерины на Синае, XIII в.;
Мирожская икона Божией Матери, XVI в., ПИАМ; изображение Богоматери
Епискепсис (Покровительницы) на печати XII в., Археологический музей в
Стамбуле).
В русской традиции образы
типа Великая Панагия называются также «Знамение» и чаще представлены в
поясном варианте (новгородская икона «Знамение», XII в., Софийский
собор в Новгороде). Такие изображения встречаются в алтарных росписях
(в конхе жертвенника церкви Спаса на Нередице), в куполах (церковь
Богоматери Афендико в Мистре, нач. XIV в.), а также на стенах
нартексов, над входом в храм ( церковь Панагии Форбиотиссы в Асину,
Кипр, 1105-1106; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахриеджами) в
Константинополе, 1315-1321). Этот вариант иконографии именуется также
Платитера — («Ширшая небес»). Жест воздетых рук Богородицы и
изображение на Ее груди Эммануила определяют основное содержание образа
— молитва за весь мир и свидетельство о спасительном воплощении
Божественного Логоса. В зависимости от иконографического контекста и
сопроводительных надписей тема воплощения получает догматический
(напр., образ Богоматери «Знамение» в среднике пророческого ряда
иконостаса) или литургический характер (панагия игум. Никона, XVв.,
хран.; икона «Яро-славская Оранта»). Разнообразие наименований,
связанное с почитанием прославленных образов, привело к формированию
различных научных традиций, в которых отдается предпочтение тому или
иному варианту названия вне зависимости от иконографических
особенностей изображения. Кондаков, как правило, пользуется термином
«Знамение», те же памятники в работах исследователей XX в. называются
«Влахернитисса» и «Платитера». В русских письменных источниках XVI в.
для обозначения данного иконографического типа используется термин
«Воплощение», наиболее точно соответствующий догматическому содержанию
образа.
Образ
Панагии в сравнении с типом Оранты обрел иной смысл — он раскрывает
идею догмата. Воплощение через образное переложение пророчества Исайи о
Боговоплощении, рождении Христа: «Итак Сам Господь дает вам знамение:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил»
(Исайя. VII, 14): Мария стоит во весь рост с воздетыми руками, являя
миру Младенца, будущего Мессию, Спасителя.
Единственная
сохранившаяся аналогия образу Богоматери на мирожской иконе в русской
иконописи — «Великая Панагия» из Ярославля (первая треть XIII века;
ГТГ)13, по мнению М.В.Алпатова — одно из самых совершенных произведений
владимиро-суздальской живописи. Кстати, между Псковом и
Владимиро-Суздальским княжеством во второй половине XIII века
существовали прочные семейные связи: Довмонт был женат на дочери кн.
Димитрия, сына Александра Невского, а оба они — отец (1276–1292) и дед
(1259) были на княжении во Владимире.
При
имеющихся различиях в изображении Младенца (в ярославской — в
медальоне, в мирожской — в складках мафория) и ряде деталей, общей
композиционно-иконографической особенностью обеих икон можно считать
жест Спаса Эммануила, благословляющего обеими руками — литургическая
тема Христа-Священника, что подчеркивает еще одну символическую грань
образа: Богородица, являющая миру Эммануила «как живой образ Артоса,
заменившего Собою пасхального Агнца»14, служит символическим намеком на
действо изъятия Агнца из просфоры, что обнаруживает связь образа с
таинством Евхаристии и известным монастырским обрядом «возношения
панагии», установившимся в Х веке. Напомним, что просфора с
невырезанным Агнцем с древнейших времен ассоциировалась с образом
Богоматери с Младенцем (о чем говорит и традиция помещать его на
створках артосных панагий). Литургический жертвенный аспект акта
Воплощения в иконографии Богоматери Панагии является изобразительной
параллелью важнейшей молитве литургии, читаемой в момент
пресуществления Св. Даров (преложения хлеба и вина в Тело и Кровь
Христову): «Твоя от Твоих Тебе приносяще…» Возможно, икона была
запрестольным образом (по аналогии с существующим мнением о возможном
местоположении Ярославской Панагии), и тогда, находясь в едином
сакральном пространстве со Св. Дарами, она как бы соучаствовала в
совершении литургии.
Описание Иконы "Богоматерь Великая Панагия " Первая треть XIII в. Ярославль :
Богоматерь
стоит на овальном орнаментированном3 красном ковре, поднявши руки с
раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен
золотой диск с поясным Еммануилом, широко распростершим руки с
пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены
заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов
в крещатых омофорах, с зерцалами в руках.
Богоматерь
до пояса строго фронтальна, что в сочетании с круглящимися полами
мафория придает ее фигуре своеобразную статуарность4. Ноги Богоматери,
подчеркнутые изломами складок, смещены вправо, сообщая композиции
скрытое движение. Оно выражено и тем, что справа у ног пола мафория
доходит до ковра, оканчиваясь значительно выше слева, где это движение
уравновешивают прямые, повторяющиеся складки туники. Этому же служит и
то, что взор Богоматери слегка раскосый, а архангелы в кругах (в
особенности правый) смещены в сторону от продольной оси; они как бы
откинулись назад.
Насыщенные
плотные краски темно-зеленой туники и красновато-коричневого мафория
покрыты широкими золотыми полосами, обрисовывающими складки. На мафории
и на одеждах Спаса эти широкие ассистные золотые пробела-полосы, иногда
образуемые тонкими параллельными линиями, имеют гребенчатые окончания.
Золотая, обведенная двумя киноварными полосками кайма мафория украшена
наколотым по левкасу точечным орнаментом. Кайма была обнизана жемчужной
бахромой, уцелевшей в виде фрагментов. На лбу и плечах Богоматери —
золотые фибулы-квадрифолии, с жемчужинами на спнях. Поручи и туфли
Богоматери золотые, низаные жемчугом, образующим орнамент в виде
кругов.
В
покрытых золотом одеждах Еммануила и архангелов чередуются киноварные
оранжевого оттенка, белые, коричневые и темно-зеленые краски. На аламе
Еммануила — тонкий травный орнамент византийского характера. Из-под
рукавов его хитона и у шеи виднеется прозрачная белая рубашка5.
Киноварь ковра, находящая отклик в красках одежд Еммануила и
архангелов, придает колориту ритмическую построенность, усиленную
белыми нимбами изображений; у архангелов, кроме обводящих их белых
полос, лоры и зерцала также белые. Значение белого цвета в колорите
подчеркивается широкой белой лузгой6. Вохрение сильно разбеленное,
плотное, мелкими мазками по форме, сделанными поверх оливкового
санкиря. Подрумянка с белилами нанесена на нижний слой вохрения, на
который наложен второй верхний слой7. Тени разбеленной красной охры
приплеснуты. Фон без позема и поля золотые. На фоне уцелели фрaгменты
киноварных надписей8.
Доска
липовая. От древних набивных шпонок сохранились на обороте следы —
отверстия для деревянных гвоздей. Встречные, врезные, сосновые шпонки
более позднего времени. Паволока, левкас, яичная темпера. 194 x 120.
Икона обнаружена в 1919 году экспедицией ЦГРМ в «рухлядной» (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле.
Раскрыта в ЦГРМ в Москве в 1925–1929 годах И. И. Сусловым, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым.
Поступила в 1930 году из ЦГРМ.
Кроме
Ярославской Оранты, в древнерусской иконописи известен образ Оранты
Мирожской XVI века, находящийся в Псковском музее. Эта икона,
являющаяся копией с памятника XIII века, происходит из Мирожского
монастыря во Пскове и изображает Богоматерь по типу Великой Панагии -
во весь рост, с воздетыми руками, с Младенцем в медальоне на груди.
Богоматерь Великая Панагия (Оранта Мирожская) с князем Довмонтом и его супругой Марией. Икона. Конец XVI века. ПГОИАХМЗ
Богоматерь ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, Никола и Георгий
Псков. Конец XV в. Из церкви Воскресения в селе Ракулы Архангельской
области. Государственная Третьяковская Галерея
Фигура Спаса Еммануила вписана не в обычный круг, а в
сердцевидной формы обрамление, украшенное орнаментом в виде
трилистников. (Лазарев В.Н.)
|