Св.Иоанн Златоустый писал: «Как у входящей царицы никто из стражей, приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все тотчас принимают её, так точно бывает и с милостынею. Она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. «Будите убо, — сказал Господь, — милосердии, яко же Отец ваш небесный милосерд есть» (Лк.6,36). Но 25 февраля 1718 года указ Петра I под страхом большого штрафа запретил давать милостыню в руки: «Кто хочет дать, тот отсыпал бы в богадельни». Так кому и как правильно подавать милостыню? Размышляет настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир СОРОКИН. — Еврейская пословица гласит:«Подарки дают человеку, чтобы приблизить его, милостыню — чтобы отвязаться». Есть доля истины? — Мне ближе китайская пословица: «Если человек голоден — дай ему не рыбу, а удочку». И когда ко мне обращаются за помощью бывшие заключённые или обнищавшие люди, я отправляю их на курсы плотников, столяров… Это ремёсла, дающие надёжный кусок хлеба. Но странные нищие пошли в последнее время: приходят и требуют: «Дайте мне одежду, накормите». Я отвечаю: «Вот тебе лопата — убери снег вокруг храма, а я тебя накормлю в трапезной и за работу ещё заплачу». Не хотят! «Вы, — говорит, — обязаны мне и так помочь, вы же христианин, священник!» Я им тогда из Священного Писания цитирую: «И сказал Господь Бог: В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19), а ап.Павел говорил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3,10). Обижаются. Да… люди становятся нахальнее, им все обязаны — государство, Церковь, священник, верующие… Только они никому и ничего не должны. Я это называю «синдром протянутой руки», который выработался не только у нищих и бомжей, но и у многих священников и монахов. Всем нужно строить. — Да ведь на самом деле нужно строить или восстанавливать из руин многие храмы и монастыри. — Нужно… Но вырабатывать «синдром протянутой руки» плохо. Нельзя привыкать к благотворительности — она, как наркотик, затягивает. Или вот ещё новая мода: восстанавливают храм — непременно золотят купола и всё что можно в храме. Кому это нужно? Богу? Богу молитва наша нужна, вера крепкая, покаяние и добрые дела. Вот у Московского вокзала восстановили храм Феодоровской иконы Божией Матери, там настоятелем мой сын —о.Александр. До революции на храме позолочены были только кресты. Ныне и все пять куполов сияют позолотой. А я каждый день уезжаю с Московского вокзала домой — я в пригороде живу — и вижу реакцию в вагоне: кто-то ахает-восхищается, а многие сквозь зубы цедят: «Ишь, попы в золоте купаются». Народ обнищал! Поэтому я на каждом епархиальном собрании в присутствии богатых и ответственных людей говорю: «Вот сколько вы потратили средств на восстановление храма, на благоукрашательство и позолоту — столько же нужно теперь употребить на устройство при храме приходской школы, богадельни, просветительского центра, кружков и мастерских — всего того, что является составной частью социального служения, является выражением нашего истинно христианского отношения друг к другу, к детям, старикам, инвалидам, нищим… Иначе может повториться то, что произошло после революции, когда священников вешали на раззолоченных Царских вратах». А то ещё недавно меня прихожанин спрашивает: «Как так получается? Даю одному монастырю деньги — давно можно было закончить и строительство, и ремонт, а им всё мало». Я ему: «А зачем деньги даёшь? Вот ко мне как-то подошёл человек, предложил деньги на установку новых окон в соборе. Я ответил, что пусть лучше наймёт бригаду рабочих и сам оплатит их работу. Так и сделали. Я денег и в глаза не видел, но окна новенькие стоят». Не надо вводить в соблазн… Милостыня должна быть разумной. — Бывает, нет денег — только на проезд. Даю что есть — хлеб, фрукты, конфеты или консервы. Кто-то берёт и благодарит, кто-то с негодованием отказывается. Что же, притворяются нищими? — Им деньги нужны. Возможно, на сигареты, выпивку, наркотики… На днях иду в храм, девочка, класс шестой-седьмой, стоит, милостыню просит. Спрашиваю: «Почему не в школе?» — «Бабушка болеет, лекарства нужны». Я позвал уборщицу, дал ей тысячу рублей, сказал: «Сходи с девочкой в аптеку, купи что нужно». И что же? Не дошли они до аптеки. Девочка потихоньку скрылась. Иные прикидываются паломниками: «Приезжали мощам св.Иоанна Кронштадтского поклониться, а домой вернуться денег нет». И «живут» непременно очень далеко — в Новосибирске, Владивостоке. Я отправляю с ними своего человека с деньгами на вокзал — купить билеты. И конечно, «паломники» по пути исчезают… Да, нужно людям помогать, нужно друг друга тяготы носить, но когда вам откровенно лгут в глаза — извините, Церковь не дойная корова.
Сожалеющий о поданной милостыне теряет награду свою — Кто-то из Святых Отцов сказал: «Когда даёшь милостыню, не исследуй лицо, коему даёшь её, хорош он или плох. Милостыня — великое дело, она уничтожает множество грехов». Т.е. творя милостыню — даже пьянице или обманщику, — нельзя сожалеть о содеянном? — Отвечу притчей. Один житель Константинополя был тяжко болен и, страшась смерти, роздал бедным тридцать златниц. Но когда выздоровел, стал жалеть о деньгах. Он рассказал о том своему знакомому. Тот увещевал его и угрожал гневом Божиим; но богач не переставал скорбеть о потраченных деньгах. Тогда знакомец говорит: «Если уж не хочешь слушать меня — пойдём в церковь. Там только скажи: «Господи, не я подавал милостыню, а вот этот человек», — и я тут же отдам тебе деньги». Сребролюбец охотно согласился. Но только он взял в руки деньги и произнёс упомянутые слова, как тут же в церкви упал и умер. Кстати, Иоанна Милостивого как-то спросили: «Должно ли уважать просьбы людей, которых одежда не показывает нищеты?» Он отвечал: «Если ты раб Христов, то подавай милостыню так, как повелел Христос, не взирая на лица требующих. Мало ли есть сребролюбцев, одетых в раздранные рубища? И мало ли есть бедных, достойных всякого сожаления, одетых опрятно? Встречаются тысячи случаев, что тот, кто вчера, хотя и с нуждою, мог обойтись без помощи других, сегодня поневоле требует пособия. Наипаче береги осиротевших девиц: сама природа заставляет одеваться их по возможности опрятно. Заметь сие и не мудрися излишне». — Как быть с советом, что милостыня должна «вспотеть в руке»? Этак можно её и у себя в итоге оставить, не найдя достойного. — Сегодня ты, может быть, и впрямь не найдёшь, а завтра Господь пошлёт того, кому ой как нужны эти деньги. Поэтому подавайте тем, кого знаете. Бедных много, но они-то стесняются просить. Этого не происходило бы, если бы наши православные общины жили единой семьёй, интересовались друг другом. Но мы разобщены. Возможно, в вашем доме живёт семья, которая терпит нужду, — вот и помогите ей, тем более что сейчас Великий пост. — Почему так: если я подаю милостыню — помню, радуюсь. Потом становится стыдно, ибо сказано: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6,3). Ведь и мне помогали люди, но об этом вспоминается реже, а то и вовсе забывается. Если помним о своей доброте — теряем награду на небесах за неё? — Это католическая система подсчёта грехов, так сказать, «юридическая теория спасения». Православной Церковью она не приемлется, ибо арифметика любовь иссушает. У нас существует понятие созревание в любви для Царствия Божиего. Благотворительность — естественное состояние христианина. Сделал добро — и забудь. Кто-то из Святых Отцов сказал: «Будь подобен ручью, наполняющему своею влагою злых и добрых, благодетельствуй всем, как ручей, но не шуми, подобно ему, о своём благодеянии». Адрес: 197198, СПб, ул.Блохина, 26 5 марта о.Владимир Сорокин празднует свой 73-й день рождения. Поздравляем дорогого батюшку, желаем долгих лет жизни, крепкого здоровья и помощи Божией во всех начинаниях на благо Русской Православной Церкви! Записала Ирина РУБЦОВА |