Photo Flipbook Slideshow Maker     


ДОБРЫЙ  САЙТ      

МЕНЮ САЙТА
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
 
ФОТОГРАФИИ
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2011 » Март » 30 » Дни Великого Поста
16:25:50
Дни Великого Поста
Дни Великого Поста

Трудно человеческому сердцу и разуму, неподготовленным неделями Великого Поста, воспринять то таинственное и великое, что совершается в течение нескольких дней Страстной седмицы. Все то, что разлито в ежедневных службах целого года, все то к чему подготавливают нас вступительные к Великому Посту недели, а затем и весь Великий Пост, здесь сконцентрировано до полной насыщенности.

Эти дивные слова и звуки – лучшие дары, принесенные из сокровищниц человеческого духа; они есть драгоценное миро, возлитое на тело нашего Царя и Господа; они тот златотканый покров, который Невеста – Церковь, исткала своему возлюбленному Жениху – Христу. Как некогда волхвы принесли к ногам Младенца – Христа свои дары – золото, ливан и смирну – так, на погребение Христа, певцы принесли свои лучшие песни, поэты – стихиры, богословы – чеканное слово догматической мудрости . В Страстную и Великую субботу в песнопениях выражается мысль, когда Господь спит во гробе телом, душею же сошел во ад и находящимся там проповедал благую весть спасения. Сия суббота благословенная, в ней Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, через которое «все начало быть» (Ин. 1,2), лежит во гробе, как мертвый человек, - но в тоже время Оно спасает мир и отвергает гробницы .

Богослужение Великой субботы отображает события, происшедшие сразу после Крестной смерти Спасителя. После шестопсалмия, Великой ектении и тропарей начинается пение «Непорочных». Стихом «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, Грядущий на страдание и смерть. Этот же стих всегда поется Церковью при погребении умерших. В «Непорочных» Ветхий и Новый Завет таинственно перекликаются между собой. Иисус Христос именно Тот, Который ни одной йоты не нарушил в Законе Господнем и до конца исполнил все, предреченное о Нем. На каждый стих псалма Церковь отвечает «похвалами» Христу Богу и величанием Его страданий и погребения.

Также поется исключительный по своей красоте канон «Волною морскою». Ирмос первой песни говорит о том, что потомки спасенных когда-то при исходе из Египта Иудеев, - и Никодим, - скрывают под землей Того, Кто некогда скрыл волною морскою их гонителя и мучителя – фараона. Многочисленные образы пророчеств, Аввакума, Исаии, Ионы о воскресении мертвых и восстание сущих во гробех и растости всех земных, встают в этом каноне как богодухновенные прозрения веры древних людей, зревших из тьмы веков Ветхого Завета, невечерний свет Богоявления и Воскресения Христова. Завершается канон дивною песнью «Не рыдай Мене Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюсь и вознесу со славою, как Бог, Тебя с верою и любовию непрестанно величающих» . За это обещание благодарной любовью отвечает песнопение: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

После славословия следует обряд Погребения Христа. По возвращении крестного хода читается полная глубокого и трепетного смысла паремия из книги пророка Иезекииля. В этом, полном силы и мощи, описании всеобщего воскресения во плоти рода человеческого, уже слышится труба Архангела, возвещающая о наступлении новой жизни будущего века . Далее торжественно звучит слово Апостола: «Христос искупил нас проклятия закона, ставши Сам вместо нас клятвою...» (Галл. 3, 13-14). И евангелие снова напоминает нам о стоящем пред нами гробе, о преложенной к камню печати и стерегущей его страже. Вновь совершается целование Плащаницы и Церковь ублажает Иосифа приснопамятного, давшего последнее земное упокоение Господу. Поклонением верующих вместе с Иосифом, Страстям Христовым заканчивается утреня Великой Субботы.

А вечерня нам уже говорит о таинственном времени отделяющем смерть Христа от Его воскресения и передает о радостном и страшном событии сошествия Спасителя во ад: «Днесь ад стеня вопиет: попрана моя держава и того, чем я царствовал – лишился» .

После входа с Евангелием и пения «Свете Тихий» совершается чтение 15-ти паремий. Шаг за шагом в последовательных ветхозаветных образах даются нам пророчества о воскресении Христовом. Иногда эти прообразы ясны и очевидны, как воскрешение сына вдовицы Илией и отрока Елисеем, иногда – таинственны и символичны, как то жерства Авраамом сына – жертва Бога Отца и послушание Христа; Иона во чреве китове. В конце 15-ой паремии, при славословии трех отроков, среди пламени стоящих: «Господа пойте и превозносите во вся веки» , Царские врата открываются и из ветхозаветной истории вводят нас в вечное Царство новозаветной радости.

После паремий следует умилительное пение стиха «Елицы во Христа крестистеся, - во Христа облекостеся», которое заменяет пение Трисвятого. В древней Церкви в Великую субботу, главным образом, совершалось Крещение оглашенных, к которым этот стих особенно и обращался. Но эти слова имеют и внутренний мистический смысл. Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-11).

После чтения Апостола на средину храма выходят певцы: чтец облеченный в белый стихарь, стоя перед Плащаницей, вместо обычного «Аллилуия» возглашает: «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» и певцы повторяют за ним этот же стих. Это торжественное пение у гроба в белых одеждах знаменует собой явление Ангелов мироносицам. Начавшееся на горнем месте, в алтаре, переоблачение Престола и одежд священнослужителей из темных в белые, переносится и в церковь: все преображается, все изменяется. Наступает Пасхальная радость. И Евангелие повествует об этой великой радости, возвещенной мироносицам Ангелом, о явлении Самого Господа ученикам и о словах Его: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 1-20). Это та радость, выше которой не было и не будет в истории рода человеческого.

В этот день на Литургии святителя Василия Великого вместо Херувимской песни поется следующая: «Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чем земном да не помышяет...» В этот день Великой Тишины, ни что не должно нарушать ее торжественного молчания. Никакие личные, человеческие помыслы, никакая земная суета не должна вторгаться во святое святых, к которому со страхом и трепетом притекают Ангельские воинства .

Все содержание Страстных служб, все неизмеримое богатство несомых ими переживаний сочетается здесь в таинственном единстве пасхи Крестной и Пасхи Воскрестной. Господь Сил зрится, как Агнец, о котором говорит Тайнозритель: «И взглянул я и вот посреди Престола стоял Агнец как бы закланный» (Откр. 5,6). А в последующем тайнодействии Литургии мы причащаемся вечной жизни и того блаженства, которое Господь обещал любящим Его .

Богослужение Великой субботы – вершина Православной Литругической традиции. Здесь нет драматического представления исторических событий смерти и погребения Христа или ритуального изображения евангельских сцен. Это глубочайшее духовное проникновение в вечный смысл самих спасительных действий Христовых.


Просмотров: 784 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Block title
Block title
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа



Copyright MyCorp © 2024
Locations of visitors to this page