ИЕРУСАЛИМ, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ ХРИСТОС
Тысячи христианских паломников ежегодно стекаются в
Иерусалим, чтобы посредством посещения святых мест мысленно вернуться к
деталям священной истории и стать соучастниками библейских событий. Но
сегодня вы уже не увидите Иерусалим таким, каким его видели Христос и
апостолы, — от того города в первозданном виде сохранилось лишь
несколько археологических объектов. Иерусалим и христианские памятники в этом городе многократно
разрушались и перестраивались. Критичными стали разрушения,
произведенные римлянами во время первого и второго антиримских
восстаний (66–70 и 132–135 годы), после чего город был заново отстроен
римскими властями под именем «Элия Капитолина». В позднейшие
периоды церкви и святыни неоднократно разрушались, воссоздавались,
перестраивались... Все эти позднейшие постройки могут ввести в
заблуждение современного паломника как изменившимся внешним видом (в
готическом или турецком стиле), так и дислокацией — например, нынешняя
крепостная стена, построенная в основном при султане Сулеймане
Великолепном (после 1538 г.), только на отдельных отрезках совпадает со
стенами города в новозаветный период, а предполагаемое место, где
располагалась Голгофа, оказалось в городской черте.
По каким же постройкам можно понять, как выглядел Иерусалим времен Христа?
Самым важным археологическим объектом того времени следует
признать юго-западную, южную и юго-восточную части стены платформы
Храмовой горы. Благодаря раскопкам в XX веке была расчищена часть
иродианской улицы, проходившей во времена Христа вдоль западной стены
Храмовой горы. В этой части хорошо видна типичная иродианская кладка —
огромные камни, весом, как правило, около 70–80 тонн, с узнаваемой
отделкой. Знаменитая арка Робинсона указывает на один из входов на
Храмовую гору. Другой интересный артефакт — трубный камень, который
изначально находился на юго-западном углу карниза Храмовой горы и
указывал место, где должны были стоять священники, трубя в трубу, чтобы
возвещать о наступлении или окончании субботы. С южной стороны имеются два входа на Храмовую гору — двойные и
тройные врата, а также раскопаны ступени, по которым должны были
проходить Христос и апостолы, восходя к Храму. У северо-западной части
храмовой горы, ниже современного уровня, на высоте иродианской улицы
были прокопаны туннели вдоль западной стены, одной из
достопримечательностей которых является гигантский камень в иродианской
кладке весом около 570 тонн. Эти объекты хорошо передают тот
величественный стиль построек на Храмовой горе, которым восхищались
ученики Христа, и в ответ на это Господь предсказал их полное
разрушение, что и произошло при римлянах в 70 году. В подлинном виде предстают перед нами гробницы в долине Кедрон
(на восток от Храмовой горы) — известные сейчас как гробницы Авессалома
и пророка Захарии (нач. I в. по Р. Х.), а также гробница священнической
семьи Хезира между ними (I век до Р. Х.). Последняя была действующим
семейным захоронением; в двух первых были перезахоронены указанные
личности, либо это были символические могилы, поскольку паломник IV
века из Бордо связывает их с другими именами: царя Езекии и пророка
Исаии. Подобного рода гробницы окружали новозаветный Иерусалим с трех
сторон. Они являются превосходной иллюстрацией к обличению Господом
Иисусом Христом в адрес фарисеев и книжников, где Он говорит, что те
строят гробницы пророкам, которых избивали их отцы (см. Лк 11:47), а их самих сравнивает с этими гробницами — красивыми внешне и исполненными нечистоты внутри (см. Мф 23:27).
Ряд объектов сохранились лишь частично, однако знакомство с ними
позволяет мысленно восстановить их первоначальный вид. Наиболее
интересным с этой точки зрения является храм Гроба Господня. Причем
интересен не внешний его облик, который впитал в себя элементы и стили
разных эпох, а объекты внутри него. Возвышенность в западной части
идентифицируют с Голгофой, а в восточной части, в так называемой
кувуклии, находятся остатки гробницы Христа. От гробницы Иосифа
Аримафейского, в которой был похоронен Христос, сохранилось лишь ложе
ниши, куда было положено Его тело. Из других объектов примечательна купальня Вифезда, которая
состояла из двух огромных бассейнов и пяти крытых галерей. Сохранились
некоторые фрагменты и другой купальни — Силоам, впрочем, представить ее
изначальный облик можно только по чертежам. Ряд фактов позволяет предположить, что дом первосвященника
Каиафы мог располагаться под нынешней церковью святого апостола Петра в
Галликанту. В этом случае одна из двух обнаруженных подземных камер
могла служить местом, где ночью находился в заточении Христос, перед
тем как предстать перед Каиафой, а вторая (верхняя) — могла быть
комнатой охраны. В пользу этой версии служат, с одной стороны,
исторические свидетельства и строительство на этом месте церкви в V
веке, с другой — анализ взаимного расположения этого и других мест
последней ночи. В ряде случаев на местах, где, по местному преданию, происходили
библейские события, в позднейшие периоды (византийский, крестоносцев и
так далее) были построены церкви или часовни. Посещение этих мест не
может дать представления об их первоначальном виде, но помогает понять
их расположение. К числу таких мест относятся Сионская горница, русские
монастыри святой Марии Магдалины в Гефсимании (место молитвы о чаше
Господа) и Вознесенский на горе Елеон (место Вознесения), а также
Акелдама (где было устроено место погребения усопших на деньги,
возвращенные Иудой Искариотом). Особо интересен так называемый Лифостротон — демонстрируемые в
монастыре сестер Сиона паломникам плиты мостовой, на которых выцарапаны
рисунки для игр, устраиваемых римскими солдатами (об этом напоминает
повествование Евангелия — см. Мк 15:16-20).
Место суда над Христом находилось, вероятно, в римской крепости
Антония. Эти плиты были перенесены оттуда во время строительства Элии
Капитолины в начале II века и были уложены для строительства новой
римской улицы над существовавшим на этом месте во времена Христа
бассейном Струтион, который вследствие этого оказался спрятанным под
землей.
|
|