С 17 по 20 июля Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский находился в паломнической поездке на Святой Горе Афон. Высокопреосвященнейшего Владыку сопровождал Преосвященнейший Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии.
В первый день паломничества митрополит Агафангел посетил Афонский Свято-Пантелеимоновский Русский монастырь.
Обитель расположена на юго-западном берегу Афонского полуострова, недалеко от главной пароходной пристани Дафни. Монастырские корпуса, образующие в плане четырехугольник, располагаются на зеленых пологих склонах. Окружающая местность изумительно живописна и словно соединяет в себе все красоты афонской природы. На север от монастыря круто вздымаются горные цепи, на юг открываются просторы Эгейского моря, с востока подступают холмы, покрытые лавровыми рощами и виноградниками, а с запада морской берег образуют крупные скалы. Для полноты картины нужно добавить «изобилие здравых вод и здравого воздуха». Расстояние до ближайших обителей Ксиропотам и Ксенофонт — примерно час пешего пути. Столько же времени по горной дороге нужно добираться до Старого Русика. Кроме Свято-Пантелеимоновского монастыря русскими были пять скитов (из которых Свято-Андреевский по величине вполне мог считаться и монастырем, оставаясь скитом только по статусу) и 66 келий, находящихся отдельно в горах и лесах. До октября 1917 года в обители проживало до 1800 монахов одновременно. Последний насельник Свято-Андреевского скита, отец Самсон, скончался в 1971 году.
У входа в обитель под пение «Достойно есть» Владыку встречали многочисленные насельники во главе с духовником братии - иеромонахом Макарием. Митрополит Агафангел вошел в Свято-Пантелеимоновский храм монастыря, где благоговейно приложился к мироточивой главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим многочисленным святыням, а затем преподал всем присутствующим архипастырское благословение. Вечером, накануне дня празднования памяти преподобного Афанасия Афонского, Владыка в сослужении епископа Алексия и братии обители совершил торжественное богослужение в Свято-Пантелеимоновском храме. По афонской традиции в том же храме ночью была совершена праздничная Божественная Литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Владыка. Ему сослужили Преосвященнейший Алексий, игумен монастыря архимандрит Иеремия (Алехин), который начинал свой монашеский путь в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре, и насельники обители. Из рук митрополита Агафангела Святых Христовых Таин причастились все участники паломнической поездки. Владыка митрополит также совершил чин исповеди многочисленной братии монастыря.
18 июля митрополит Агафангел и сопровождающего его лица посетили Свято-Андреевский скит. Здесь Владыка благоговейно помолился перед ковчегом со святой главой апостола Андрея Первозванного и другими святынями. Затем Владыка митрополит побывал в Свято-Иверском монастыре, где совершил краткий молебен перед чудотворной Иверской иконой Божией Матери.
Первое известие об этой чудотворной иконе относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба - он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: "Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители". Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды). На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: "Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет". Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса - Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.
Затем митрополит Агафангел посетил административный центр Святой Горы - город Карею.
Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» - первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой. Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса. С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.
Вот перед этой дивной иконой благоговейно молились одесские паломники во главе с Владыкой Агафангелом. По возвращении в Свято-Пантелеимоновский монастырь митрополит Агафангел в сослужении епископа Алексия и братии обители совершил вечернее богослужение, а затем Божественную Литургию в Свято-Покровском храме монастыря.
На следующий день – 19 июля – митрополит Агафангел и сопровождающие его лица посетили храм великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники, где благоговейно помолились перед прекрасным ковчегом с честной главой этого угодника Божия, пострадавшего за веру.
После казни святого Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святогов Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия. Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики. Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке. После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).
|