Украинская Православная Церковь на современном этапе ее развития сталкивается с целым рядом угроз, связанных с тенденциями развития современного украинского общества, говорится в докладе Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимирана Архиерейском Соборе 2008 года. Среди этих угроз Владыка особо отметил национализм, секуляризацию, консюмеризм.
Популярность идеологии национализма, обусловленная процессами национального возрождения и обретения государственности, достигла своего пика в девяностые годы прошлого столетия, констатировал митрополит Владимир. Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, которая, по мнению националистов, делает невозможной независимость Украины.
«Какие только обвинения не звучали в наш адрес, к каким только средствам не прибегали националистически настроенные политики, чтобы максимально усложнить жизнь и служение Украинской Православной Церкви, — вспоминает Владыка Владимир. — Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить "антиукраинской", у нас незаконно отбирали храмы и имущество».
При этом мужественное противостояние идеологии национализма не отразилось негативным образом на готовности Церкви участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины, подчеркнул митрополит Владимир. По его словам, «сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа».
Вместе с тем продолжающиеся почти двадцать лет церковные расколы чрезвычайно ослабляют Церковь, препятствуя ее миссии в обществе и способствуя процветанию различных сект, отмечается в докладе. Более того, «с каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие на Украине нескольких православных церквей как норму».
«Мы не можем забывать о наших братьях и сестрах, остающихся по другую сторону этой стены, — заявил Владыка Владимир. — Если в состав Украинской Православной Церкви сегодня входит около одиннадцати тысяч приходов, то общее число приходов, находящихся вне общения со вселенским Православием, составляет около четырех тысяч. Эти цифры означают, что миллионы православных на Украине находятся вне церковного общения. Они лишены благодати Таинств и их вечное спасение подвергается угрозе. Поэтому наша пастырская ответственность требует от нас предпринимать самые решительные меры, направленные на уврачевание раскола».
Митрополит Владимир указал на необходимость принимать во внимание все причины и предпосылки раскола — такие как политизацию церковной жизни, проникновение в жизнь Церкви националистической идеологии этнофилетизма, человеческую гордыню и культурную поляризацию украинского общества на восток и запад (социальной базой раскола стал западно-украинский регион, ставший очагом движения в сторону автокефалии — именно там сегодня расположено до 70 % всех автокефальных структур).
Именно поэтому Украинская Православная Церковь «стремится максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ» и не берет на себя «ответственности предопределять цивилизационный выбор Украины», заявил митрополит Владимир.
Вот почему состоявшийся в декабре 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церквиосудил попытки политизировать церковную жизнь, «указав экстремистки настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола». Владыка Владимир выразил надежду на то, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит «политическое православие».
В докладе отмечается определенных прогресс в диалоге Украинской Православной Церкви с так называемой Украинской автокефальной православной церковью, и указывается, что сотрудничество в деле преодоления раскола становится конструктивным, когда участники диалога демонстрируют искренность в намерениях и готовность принимать аргументы другой стороны. Владыка Владимир с удовлетворением констатировал, что «Украинская автокефальная православная церковь сегодня существенно пересмотрела многие позиции, которые ранее вызывали смущение у духовенства и верующих нашей Церкви. В частности, она публично осудила этнофилетизм и отказалась от него как от метода церковного строительства».
В раскольнических группах Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви вопрос об уврачевании раскола связывается с обретением Украинской Православной Церковью нового канонического статуса; аналогичную позицию, по словам митрополита Владимира, занимает и украинское государство в лице сегодняшнего его руководства.
«С большой долей вероятности можно предположить, что усовершенствование канонического статуса Украинской Православной Церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп. Однако оно не решило бы проблему единства Церкви на Украине, поскольку очень многие представители епископата, духовенства и мирян в нашей Церкви не готовы отказаться от наличествующей сегодня канонической связи с Русской Православной Церковью, — убежден Владыка Владимир. — С одной стороны, некоторые утверждают, что автокефалия разрушительна для церковного единства. Однако такая точка зрения, будучи доведенной до своего логического завершения, означала бы, что между Поместными Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это коренным образом противоречит православному учению о Церкви. С другой стороны, существует мнение, что автокефалия — это единственный и безальтернативный способ разрешения украинской церковной проблемы. Эта позиция не менее нелепа. Автокефалия не может быть инструментом достижения консолидации Церкви — она может быть лишь результатом уже достигнутого общецерковного консенсуса. К тому же, как свидетельствует исторический опыт, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви».
«В силу названных причин Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни», — заявил митрополит Владимир.
Именно на таких позициях остается Украинская Православная Церковь и в диалоге с государством. Владыка Владимир считает положительным то, что украинские политики заботятся о консолидации общества и именно в Церкви видят помощника для решения этой задачи. Он выразил надежду на то, что власти удовлетворят «законные требования предоставить Церкви статус юридического лица и вернуть отобранное у нее имущество».
Вместе с тем, по его словам, активное участие государства в разрешении церковных проблем, даже при благих намерениях, может привести к тяжким последствиям и появлению новых расколов. «Угроза именно такого развития ситуации возникает в том случае, когда представители государственной власти игнорируют позицию наибольшей на Украине Церкви, предпринимают те или иные действия, направленные на уврачевание раскола, без ее ведома, не посоветовавшись с ее Предстоятелем. В таких случаях мы считаем действия нашей власти неправомочными и выходящими за пределы, предусмотренные Конституцией Украины в области церковно-государственных отношений», — заявил Первоиерарх Украинской Православной Церкви.
«Поскольку темой настоящего Архиерейского собора избранно единство Церкви, я акцентировал внимание именно на вопросе восстановления церковного единства на Украине. Надеюсь, что Полнота Русской Православной Церкви, представленная здесь в лице ее епископата, должным образом оценит тяжесть и актуальность этой проблемы, что также найдет отражение в соборных определениях», — сказал в заключение своего доклада Блаженнейший митрополит Владимир.