Протоиерей Владимир Корецкий
В кабинете Патриаршего Экзарха всея Беларуси висит портрет отца Николая Гурьянова. «Мы с ним часто переглядываемся», - шутит владыка, при жизни старца, неоднократно приезжавший к нему на остров Залит. Впрочем, как известно, в шутке всегда имеется изрядная доля правды. Но об этом позже. Пока же представим архипастыря, для которого наступивший год является юбилейным - Православную Церковь на белорусской земле он возглавляет вот уже три десятилетия!
«Три десятилетия владыка возглавляет православную Церковь на белорусской земле»...
Итак, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви Филарет (Вахромеев) родился в 1935 году. Его предки - ярославские купцы. А вот деду, Александру Ивановичу, который был избран городским главой, в 1913 году на 300-летие Дома Романовых за заслуги перед Россией Высочайшим повелением было даровано дворянство. Отец и мать владыки - музыкальные педагоги. Наверное, по этой причине музыкальная тема близка и самому митрополиту Филарету. Кстати, когда при встрече я передал ему поклон от своего правящего архиерея - архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана, владыка первым делом заметил: «Это наш композитор». Видимо, сразу вспомнилось то, что очень роднит две эти интересные фигуры в мире сегодняшнего Православия.
В мою задачу не входит пересказ биографии владыки. Потому пропускаю школьный, семинарский, академический периоды в его жизни. Равно, как и монашеский постриг, и принятие священства. Скажу лишь, что архиерейская хиротония, состоявшаяся в 1965 году, а в 1978-ом (как уже было замечено, ровно тридцать лет назад), будучи митрополитом, владыка Филарет прибыл в Белоруссию.
... где атеизм должен был победить «полностью и окончательно»
Наверное, это время еще будет серьезно рассмотрено церковными историками. Я же, работая с документами несколько поверхностно, смог увидеть в деятельности митрополита Филарета дерзкий вызов тогдашней атеистической системе. Чем иным, например, можно объяснить, что, вскоре после своего назначения на кафедру, архиерей начинает в Минске возводить невиданную по тем временам резиденцию с комплексом епархиального управления? Это строительство стало не только новым словом в церковной архитектуре, но и мощным импульсом, повышающим статус белорусского митрополита. Вся история Русской Православной Церкви в СССР не знала ничего подобного ни до, ни после.
Наверняка, новому архиерею были известны неафишируемые планы кремлевских правителей превратить Белоруссию в первую союзную республику, где атеизм победил «полностью и окончательно». Понятно, что мириться с этими, поистине сатанинскими, расчетами владыка не мог.
При помощи различных средств: и своих организаторских талантов, и связей за рубежом (сегодня некоторые «православные ревнители» злословят митрополита Филарета, представляя его чуть ли не предателем нашей веры за то, что, служа в Западной Европе, установил (а позднее, и сохранил) хорошие, добрые отношения с представителями различных религиозных конфессий. О несуразности подобного рода обвинений мы еще поговорим. Главное, непрестанно трудясь духовно, молясь, уповая на Господа - правящий архиерей отстоял Православие на белорусской земле. Достаточно сказать, что к моменту его приезда в Минске имелось всего два православных храма. Теперь только в Минской епархии их более трехсот. А во всем Белорусском Экзархате число храмовых строений приближается к полутора тысячам. С Божьей помощью, на белорусской земле «прекратилась злоба нечестивых» (Пс. 7, 10) - и немалую роль в этом сыграла твердая позиция православного архипастыря.
Однако соглашусь с теми, кто скажет, что количество церквей еще не является главным показателем духовного благополучия. Поговорим потому о разных аспектах деятельности митрополита Филарета на Минской кафедре. При этом сразу замечу, что деяния этого человека необходимо рассматривать только в комплексе. Те или иные поступки, вырванные из общего контекста, из единой сформированной позиции (убеждён, что таковая у владыки присутствует), могут создать о нем лично и о его работе превратное впечатление.
«Все мы у одной Чаши, но очень разные люди»
Для начала скажу, что все мы - хотя и находимся в единой Церкви и причащаемся из одной Чаши - несомненно, очень разные люди. В неофитский период каждому, наверное, хочется, чтобы Церковь напоминала «клуб по интересам» - т.е. в Нее бы входили только те, кто нам симпатичен и близок по взглядам. Однако потом начинаешь понимать, что Церковь глубже и шире наших о Ней представлений. Помню, как в начале 90-ых я (православный монархист), страшно сожалел, что приснопамятный Санкт-Петербургский митрополит Иоанн (Снычев) не является Патриархом Московским. А сегодня пришло осознание, что если бы так случилось - вполне возможно, Русская Православная Церковь была бы расколота. Владыка Иоанн с достоинством нес крест духовного лидера патриотического правого крыла Русского Православия, но ведь в нем существует и крыло либеральное. И вряд ли либералы без волнений приняли бы такого Патриарха. Общество нынче необычайно расслоено. Подобно тому, как в первые века в храме вместе стояли господа и рабы, аристократы и плебеи - сегодня одной молитвой объединены, к примеру, миллионеры, сделавшие свое состояние в смутное перестроечное время и простой люд, в это же самое время утративший даже малейшие средства к нормальному существованию. Именно Церковь, отвергающая любые социальные катаклизмы, делает невозможное, примиряя на духовной основе тех, кто в обычной жизни, кажется, может смотреть друг на друга только в прицел автомата.
«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых», - писал апостол Павел в послании к коринфянам.
Этот великий христианский принцип, на мой взгляд, в полной мере осуществляют сегодня Первоиерарх Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий и Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир. Присутствует он и в деятельности митрополита Филарета.
Правящий архиерей Минской епархии постоянно подчеркивает свою «русскость». Более того, будучи потомственным дворянином, владыка охотно вошел в белорусское отделение Российского дворянского собрания. На вопрос одного из журналистов, какими языками он владеет, митрополит Филарет ответил, что прежде всего великим и могучим русским. Однако, четко выраженная православно-патриотическая позиция, отрицание космополитизма вполне естественно уживаются в жизни владыки с обширными международными контактами с Союзом Евангелистских Церквей Германии, католиками и англиканами, которые он начал осуществлять, служа за рубежом, а потом и занимая пост председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Ценить людей по их делам, а не по цвету знамени
На основе этого факта биографии митрополита Филарета наши «борцы за чистоту Православия» занесли его в разряд главных экуменистов - врагов святой веры. Другая точка зрения заключается в том, что глубоко духовно и интеллектуально развитый православный архипастырь на таких встречах достойно представляет РПЦ и несомненно повышает ее авторитет. Одна из книг владыки называется «Идеология добрососедства». И в ней, и в других своих работах митрополит Филарет подчеркивает мысль о том, что в наше время Православие не должно прятаться как улитка в раковину, необходимо действовать открыто, в диалоге с различными религиозными и общественными структурами и научиться находить ответы на все сложные вопросы, которые ставит перед нами бурно развивающийся мир.
Рассмотрим еще одну интересную ситуацию. Полагаю, читатель заметок согласится, с тем, что у митрополита Филарета нет оснований для каких-нибудь симпатий к коммунистам. Но в людях владыка, прежде всего, ценит их дела, а уж потом смотрит на цвет знамени, под которым они выступают.
Когда стала разрушаться наша единая держава, а из разных щелей выползли всевозможные национал-сепаратистские движения - именно среди членов Компартии владыка нашел единомышленников в желании сохранить страну. В 1991 году на избирательном участке, где голосовал архипастырь, за место в Минском горсовете вели борьбу нынешний лидер белорусских коммунистов и представитель националистического «народного фронта». Митрополит первым пришел к месту голосования, демонстративно вычеркнул фамилию сторонника «незалежной» Беларуси, перекрестил бюллетень и опустил его в урну. После этого набожные старушки целый день стояли у разных участков, сообщая избирателям, что «Филарет благословил Чикина (фамилия представителя коммунистов) на депутатство». Надо ли говорить, кто одержал на тех выборах победу?
К вопросу этнолингвистики...
Единую страну, однако, сохранить не удалось. Сегодня главный белорусский архипастырь активно поддерживает идею создания союзного государства Белоруссии и России. Добрые конструктивные отношения связывают его с президентом Александром Лукашенко, другими представителями власти. И уж, понятно, в действиях владыки нет даже малейшего намека на возможность отделить Беларусь от единой Русской Церкви. Кстати, эта четкая позиция митрополита Филарета находит поддержку у подавляющего большинства белорусских священников. Беседуя с собратьями из разных регионов, мы постоянно слышали от них фразы: «Автокефалия нам не нужна. Наш путь только вместе с Россией».
Вместе с тем, владыка также с любовью относится и к белорусской культуре. С его благословения на белорусский язык переведено Священное Писание, в некоторых приходах разрешено служить по-белорусски. Понимаю, что этот факт может вызвать у читателя неоднозначную реакцию. Что делать - у нас на Украине тему национального языка «оседлали» раскольники. Благодаря им, любое слово, произнесенное в богослужении «на мове» вызывает у церковного народа беспокойство (часто вполне обоснованное). Гораздо более здоровая духовная обстановка Белоруссии, думаю, позволяет частично использовать национальный язык в церковной жизни. Убежден, что духовенство Белорусского Экзархата во главе со своим мудрым архипастырем не допустят того, чтобы церковнославянский язык утратил доминирующую роль в духовной практике. Красивый же и певучий белорусский язык дополнит при этом широкий спектр наречий мира, на которых звучит хвала Творцу.
... и «нетолерантности»
Владыка Филарет многогранен. Но духовная православная основа всегда присутствует в его поступках. Вот, например, будучи человеком, знающим и любящим европейскую культуру, архипастырь считает необходимым перенимать положительный иностранный опыт. Но вместе с тем, он остается категорическим противником проникновения в Беларусь новообразованных зарубежных сектантских структур. «Они не значатся в нашей истории. Их опытом не жили наши отцы и прадеды», - спокойно парирует архиерей обвинения отдельных представителей СМИ в нетолерантности.
Проявлением нетолерантности в «демократических» кругах, наверное, было расценено и письмо митрополита Филарета к руководству страны по поводу недопустимости проведения в Минске «гей-парада». Надо сказать, что авторитет, который имеет владыка, сыграл свое дело: уже подготовленная в белорусской столице акция «содомитов» была отменена.
Громкое честное слово архипастыря звучит по самым разным поводам. В 2003 году он открыто называет агрессию США против Ирака «беззаконной акцией, которой нет оправдания».
Принципиальную позицию занял митрополит Филарет и в вопросе присвоения гражданам Беларуси и СНГ идентификационных номеров.
В середине февраля 2001 года митрополит отправил письмо Александру Лукашенко, в котором отметил, что «некоторые не хотят иметь паспорта с личным номером по религиозным мотивам... Другие граждане воспринимают как оскорбление личного достоинства узаконение наряду с именем человека бездушного номера, к тому же пожизненного, личного. Мы просим Вас, уважаемый Александр Григорьевич, предусмотреть возможность получения паспорта без личного номера, отменив обязательность его присвоения». Президент внял просьбе митрополита и снял ограничения по сроку действия паспорта старого образца.
При этом, возглавляя Синодальную богословскую комиссию РПЦ, владыка неоднократно заявлял, что ИНН - не является «печатью антихриста» и, говоря о спокойной и взвешенной позиции по этому вопросу, призывал верующих не устраивать расколы в Церкви.
Митрополит Филарет - настоящий духовный лидер белорусского народа
Митрополит Филарет награжден многими церковными и государственными наградами. Наверное, из светских регалий, главным является присвоение звания Героя Беларуси. Надо сказать, что этот факт не вызвал в белорусском обществе поляризации мнений, какая, скажем, была у нас на Украине после недавнего присвоения аналогичного звания Шухевичу.
Владыка - настоящий духовный лидер белорусского народа. Его знают и любят повсюду. В этом лично я сумел убедиться, пересекая белорусско-украинскую границу на машине. Водитель, который меня вез, был заинтересован побыстрее добраться до вокзала в Ковеле (где я должен был сесть на поезд) и вернуться назад. Так вот перед белорусскими таможенниками и пограничниками водитель громко заявлял: «Везу батюшку с Украины - он был в гостях у митрополита Филарета!» Надо было видеть, как магически подействовало на аудиторию имя владыки! Меня пропускали вне очереди. Смотрели с уважением - словно бы свет личности архипастыря каким-то образом перешел на мою персону. Один молоденький лейтенант спросил: «Простите, а что вам сказал Филарет?» Не знаю, посещает ли этот парень храм, но интерес к словам главного белорусского архиерея у него был неподдельный.
...В кабинете Патриаршего Экзарха всея Беларуси висит портрет отца Николая Гурьянова. Митрополит Филарет часто с ним «переглядывается». Очевидцы утверждают, что в последние годы залитский старец говорил, что возрождение Святой Руси начнется именно с Белоруссии. После поездки на эту землю, я начал серьезно верить, что слова батюшки Николая сбудутся.
Продолжение следует. |