Наступила неделя Крестопоклонная - середина Четыредесятницы. Половина поста позади, впереди - Страстная седмица и Пасха, а по центру храма на аналое в эти дни лежит украшенный цветами Крест. Обычай выносить Крест в третье воскресенье Великого поста появился в богослужении Софии Константинопольской. В главном соборе византийской столицы (а по сути - всего восточного христианского мира) находилась большая частица Животворящего Древа Креста Господня, которую выносили для поклонения в те дни, когда начиналась интенсивная подготовка катехуменов к принятию Крещения. Собственно, весь 40-дневный пост, предшествующий Страстной седмице, - так называемая Четыредесятница, - родился из подготовки оглашаемых ко Крещению. В древней Церкви крещение взрослых приурочивалось к определенным дням церковного года и обязательно предварялось серьезной подготовкой. Самым главным «крещальным» днем в году была Великая Суббота - богослужение этого дня и сегодня сохраняет в себе элементы крещального чина. Во время Великого поста готовящиеся ко Крещению часто собирались в храме, чтобы послушать проповеди епископа, объяснявшего основы православной веры и христианской жизни. Уверовавшим, но еще не крещеным христианам предлагалось изучить Священную историю Ветхого и Нового Завета и основные положения православной веры, изложенные в Никео-Цареградском Символе («Верую во единого Бога Отца...»). Принять крещение можно было только после сдачи «экзамена» - так называемого «возвращения Символа». В эпоху, когда книги были дорогими, а грамотность - уделом просвещенной элиты, единственным способом иметь всегда «при себе» Священное Писание и основные постулаты христианской веры было заучивание текстов наизусть. Сегодня, когда большинство христиан принимают крещение в младнечестве, мы не помним своего крещения и, увы, часто не осознаем тех обетов, которые приносятся Богу в этом таинстве. Крещаемый исповедует свою верность Христу и обещает служить Ему в течение всей жизни. Время Великого поста - хорошая возможность вспомнить о своих крещальных обетах и вернуться на путь, ведущий ко спасению во Христе. А Крест Господень, лежащий посреди храма на аналое - хорошее напоминание о том, что путь к воскресению и победе лежит через страдания. Но на этом пути мы не одни. С нами Сын Божий, прошедший этот путь до конца. Священник Андрей Дудченко
|