15 сентября - день памяти преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских
|
 |
15 сентября - день памяти преподобных Анто́ния (1073) и Феодо́сия (1074) Печерских
Преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря — считается основоположником русского монашества. Родился он в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. В миру его имя было Антипа. С юных лет святой искал иноческого совершенства и, странствуя, прибыл на Святую Гору, где и принял постриг с именем Антоний — в честь Антония Великого, родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках.
Существует предание, что это произошло в монастыре Эсфигмен, а духовным наставником Антония был игумен Феоктист. Но на Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что святой изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел»).
После долгих лет подвижнической жизни игумену монастыря, где жил святой, было внушение свыше, после которого он позвал к себе Антония и сказал: «Антоний! Иди обратно в русскую землю, пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой Горы!»
Преподобный воспринял это как волю Божию и отправился на Русь. Придя в Киев, он раздумывал, где бы ему поселиться и начал посещать монастыри в Киевской земле. Но нигде не нашел он такой правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне. Поэтому он начал ходить по окрестностям Киева, по лесам и горам, и так достиг даже Берестова. Найдя здесь пещеру, когда-то вырытую варягами, преподобный, сотворив молитву, поселился в ней, проводя жизнь в великом воздержании.
Вскоре о подвижнике узнали не только в Киеве, но и в других русских городах. К нему стали собираться братья, ищущие спасения. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского (†1074).
Антоний всех принимал с любовью. Когда собралось 12 человек братии, ими была выкопана большая пещера, в которой были устроены келии и церковь. Как только работы были закончены, Антоний удалился из обители, поставив над братией игуменом Варлаама. Преподобный выкопал себе новую пещеру, но и там к нему стали приходить юноши, ищущие духовного назидания. Таким образом, образовались Ближние и Дальние пещеры Лавры и начал устраиваться монастырь, слава о котором распространилась по всей Руси.
Сам же Антоний, вскоре после основания монастыря, ушел в полный затвор. Он умер 7 мая 1073 года, будучи 90-летним старцем. Перед смертью явилась ему Пресвятая Богородица и предсказала близкую кончину. Он просил у Нее, чтобы, как жизнь его всегда была утаенной, так и мощи его никогда не были открыты. Желание преподобного Антония было исполнено: его мощи до сих пор не найдены. Преподобный Антоний был канонизирован в 1133 году.
*******
Преподобный Феодосий был третьим из канонизированных Русской Православной Церковью. Его первым прославили среди преподобных на Руси. Феодосий стал одним из основателей русского монашества.
Этот великий подвижник земли Русской появился на свет рядом с Киевом, в месте, называемом Василево. С самого детства он не любил увеселения, играм со сверстниками предпочитал службу в храме. На протяжении 10 лет он стремился к подвижничеству, однако мать не благословляла. Когда юноше пошел 24-й год, он ушел из дома в Киево-Печерский монастырь. Там преподобный Антоний постриг его в монахи с наречением имени Феодосий. Оставшись в обители, святой много и долго трудился, помогая братии. В жару он позволял насекомым кусать себя до крови, продолжая при этом рукоделие либо псалмопение. Спустя три года после рукоположения в иеромонахи он стал настоятелем Киево-Печерского монастыря. Новый игумен особо заботился о своих иноках, возведя для них новый храм и келлии, а также закрепив студийский устав для общежительного монастыря. С 1057 года и до самой кончины в 1074 году он мудро настоятельствовал в Киево-Печерской обители.
Даже будучи в сане игумена преподобный много трудился, ел только черствый хлеб и отварную зелень. Ночью пребывал в молитве, а для небольшого отдыха просто присаживался. Великий пост подвижник проводил в удаленной пещере, носил жесткую власяницу. Господь никогда не оставлял Киево-Печерский монастырь. Молитвами святого запасы обители постоянно пополнялись. Даже в моменты острой нужды в простой пище внезапно находились благотворители и жертвовали нужное для монастыря.
Преподобный Феодосий был справедлив ко всем. Он обличал даже знатных особ, наставлял их. Сам великий князь Изяслав часто приезжал к святому для духовных бесед. Нуждающиеся находили в монастыре еду и кров, по благословению настоятеля для них был выстроен специальный двор.
Преподобному Феодосию был заранее известен день кончины. Его тело упокоили в той пещере, где он проводил время Великого поста. В 1091 году, менее чем через 20 лет после его смерти, было найдено нетленное тело святого. В 1108 году преподобного Феодосия Печерского причислили к лику святых.
Тропарь, глас 4
Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ сим воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние с Феодо́сием богому́дрым,// при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.
Ин тропарь, глас 3
Дво́ицу нача́льных Росси́йских свети́л почти́м:/ Анто́ния, Бо́гом посла́ннаго, и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго./ Ти́и бо пе́рвии,/ равноа́нгельным в Росси́и житие́м просия́вше от гор Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся концы́,/ и путь к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних/ немерца́емому Божества́ Све́ту// мо́лятся о душа́х на́ших.
Кондак, глас 8
Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́ онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь/ кто по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но я́ко иму́щии дерзнове́ние к Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная к вам принося́щих,// и любо́вию пе́сньми вас ублажа́ющих.
Ин кондак, глас 2
Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния,/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́н во святы́х прославля́емый.
Молитва
Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие, к вам мы гре́шнии и смире́ннии, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, усе́рдно прибега́ем, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, всегда́ и везде́ и вся́кими о́бразы поги́бели души́ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стны бо есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к Милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на земли́ ме́жду стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жией, уста́ми и рука́ма ва́шими чудоде́йствующей, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с небе́с, по подо́бию Илии́ну, на показа́ние ме́ста, на не́мже и́маше бы́ти осно́вана, на че́сть и всегда́шнее Бо́га и Бо́жия Ма́тере славосло́вие, вели́кая це́рковь Пече́рская, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста низведо́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых, или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, или́ под бре́менем наси́лия и притесне́ния неудо́бь носи́мым упа́дающих и жития́ своего́ отчаява́ющихся, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. А́ще у́бо вся́ та помоществова́ния, еще́ в сме́ртном су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, кольми́ па́че днесь, егда́ уже́ Всемогу́щей предста́сте Тро́ице, и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти Ю о на́шем недосто́инстве, и нас в беда́х и печа́лех су́щих утеша́ти, в тя́жких ну́ждах и напа́стех по нас ра́товати, в злоключе́ниях и бе́дствиях нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́тами, озлобле́ниями и кова́рными злоумышле́ниями отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ покрови́тельству и защище́нию, и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу, сохрани́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, льсти́вых по́дступов и на́глых нападе́ний: да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте их, мно́гия па́кости иногда́ де́ющих. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны воста́ния и устремле́ния, та́ко нас, утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и любви́ постоя́нных соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е возоблада́ет недоуме́ние, или́ сумне́ние в тех, я́же Свята́я Ма́ти Це́рковь ве́ровати поуча́ет, и испове́дати дерзнове́нно повелева́ет: наде́жду на́шу на Го́спода Бо́га в душа́х на́ших ве́сом и ме́рою пра́вды и ми́лости Бо́жия си́це устро́йте, я́ко да ниже́ изли́шне упова́ем обе́щанная от Бо́га без труда́ и по́двига восприя́ти, ниже́, зря́ща вели́кая прегреше́ния и тя́жкая законопреступле́ния, весьма́ Бо́жия милосе́рдия отчаива́емся. Любо́вь в сердца́х на́ших си́це утверди́те, и досто́йну соде́лайте, да ничто́же земно́е и скороги́бнущее па́че Бо́га, вся сотво́ршаго и вся в Себе́ содержа́щаго, ниже́ помышля́ем, ниже́ жела́ем, ниже́ предпочита́ем. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и благоле́пной ме́рности на всяк день и час удержива́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го, Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да он па́че о Бо́зе, Его вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, неже́ о вре́менных и ничто́же су́щих пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу вы́ну исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да удовля́ется, и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. Па́мять истрезвля́йте, да та непреста́нно представля́ет уму́ и сия́, и́миже Всеми́лостиваго прогне́ва Бо́га и Его́ благоутро́бие раздражи́ и о́ная, я́же вся́каго челове́ка, кроме́ вся́каго сумне́ния по вре́менной сей жи́зни ожида́ют: к сим же и Оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рном устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла Вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в стране́ на́шей, ми́рных и безпеча́льных сохрани́те, и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте иногда́ Ера́зму мона́ху в тя́жком сме́ртном бе́дствии обрета́вшемуся, и си́це сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию и жале́нию о греха́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, и́же в и́стинном покая́нии от зде́шних к Бо́гу отъи́де, да и мы, в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нераздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем Ю́ ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
(Православное интернет - издание "Азбука веры").
|